Запрет на ПВЗ в жилых домах: к каким истерикам это приведет? |
Автор: Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ |
24.07.2025 17:53 |
Идея о запрете пунктов выдачи заказов в жилых домах обусловлена желанием устранить неудобства, которые порой возникают от деятельности ПВЗ. - Шум от грузовиков, загромождение парковок и увеличение трафика — это реальные вызовы для жителей мегаполисов. Однако подход, предполагающий полный запрет, является крайне радикальным и, вероятно, принесет гораздо больше негативных последствий, чем пользы, затрагивая при этом интересы миллионов потребителей и представителей малого бизнеса. Прежде всего, важно понимать роль ПВЗ в современной экономической и социальной жизни. Эти точки стали важнейшим элементом инфраструктуры электронной коммерции, обеспечивая удобную и зачастую наиболее экономичную «последнюю милю» доставки товаров. Для огромного числа россиян — особенно тех, кто живет вдали от крупных торговых центров, не имеет собственного транспорта или предпочитает планировать получение заказов в удобное для себя время, — ПВЗ в жилых домах являются незаменимым решением. Отказ от них неминуемо приведет к увеличению стоимости и сроков доставки, а для некоторых категорий граждан — и вовсе к ограничению доступа к онлайн-покупкам. Это может создать своеобразный «цифровой барьер», замедляя развитие электронной торговли, которая, является одним из локомотивов роста отечественной экономики. Во-вторых, предложение прямо бьет по малому и среднему бизнесу. Многие ПВЗ открыты индивидуальными предпринимателями или небольшими компаниями, которые таким образом создают рабочие места и получают стабильный доход. Зачастую это не просто «пункты», а многофункциональные пространства, которые могут совмещать выдачу заказов с продажей сопутствующих товаров, предоставлением услуг ксерокопии или даже небольших кафе. Запрет на размещение в домах фактически лишит их возможности функционировать, поскольку арендные ставки в нежилых отдельно стоящих зданиях или торговых центрах зачастую намного выше, а проходимость без привязки к жилому массиву может быть ниже. Это приведет к закрытию тысяч таких предприятий, потере рабочих мест и снижению предпринимательской активности. Предупреждение экспертов о том, что предприниматели могут уйти с платформ, совершенно обоснованно: если бизнес-модель становится нерентабельной, нет смысла ею заниматься. Это противоречит декларируемой государством поддержке малого бизнеса. В-третьих, необходимо рассмотреть практические аспекты. Где именно должны будут размещаться ПВЗ? Строительство новых, отдельно стоящих объектов потребует колоссальных инвестиций, времени и земли, что крайне нерационально. Перенос в торговые центры или промышленные зоны сделает ПВЗ неудобными для большинства горожан, что, в свою очередь, спровоцирует рост курьерской доставки «до двери». И здесь возникает парадокс: если цель — уменьшить трафик и шум, то увеличение количества индивидуальных курьерских поездок (вместо одного грузовика, доставляющего сразу в 10-20 ПВЗ, теперь будет 10-20 курьеров, везущих по одному заказу) приведет к обратному эффекту. Улицы станут еще более загруженными малогабаритным транспортом. Кроме того, это увеличит общую нагрузку на экологию. Может, вместо тотального запрета стоит рассмотреть более системные и дифференцированные подходы? Например, ввести ограничение по времени сутокдля погрузочно-разгрузочных работ. Квалифицированная критика заключается в том, что законодательные инициативы должны быть продуманы с учетом всех аспектов. Запрет ПВЗ в жилых домах — это попытка устранить локальные неудобства за счет создания гораздо более масштабных системных проблем для всей сферы электронной коммерции, малого бизнеса и миллионов граждан. Вместо запрета необходимы диалог, разработка умных регламентов и стандартов, которые позволят минимизировать негативные эффекты, сохраняя при этом все преимущества удобной и доступной доставки. Иначе можно столкнуться с тем, что «лечение» окажется хуже самой болезни. Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В преддверии Дня молодёжи «СберСтрахование жизни» и СберНПФ провели ежегодное исследование ценностей и финансовых привычек россиян в возрасте до 35 лет, сообщает пресс-служба Сбера. Тэги: |