Светит ли России «научный переворот»? |
Автор: Илья Гращенков, политолог |
28.03.2025 08:22 |
Новая несырьевая модель развития страны, равно как и построение технологического суверенитета, о котором так много говорят, похоже, наталкивается на определенное препятствие.
Несмотря на рост финансирования, свидетельствующий о поддержке науки со стороны как государства, так и бизнеса, Россия по-прежнему тратит на исследования и разработки порядка 1% ВВП и занимает лишь 43 место по этому показателю. В условном рейтинге трат на науку лидируют Израиль (6% ВВП), Южная Корея (5,2%), Тайвань (4%), США (3,6%), Швеция, Бельгия и Япония (по 3,4%). Приведенные данные совсем не коррелируют с поставленной задачей — в кратчайшие сроки добиться суверенитета в сфере технологического производства. При этом представляется неправильным подход, при котором государству достаточно просто выделять миллиарды на развитие науки. Наука должна развиваться в связке с самыми разными прикладными отраслями и быть интересной для инвестиций со стороны бизнеса. Простой пример: симбиоз науки, образования и того же ВПК способны давать результат выше, чем автономная работа в этих отраслях раздельно. То есть научная сфера не должна, да и не может развиваться в изоляции, в какой-то своей, обособленной среде. В этом же контексте видится логичным взаимодействие науки и эффективного менеджмента: многие изобретения имеют важнейшее прикладное значение, могут применяться на практике и даже приносить деньги. Собственно, во многих продвинутых западных странах это так и происходит. Потому и ученые там работают не за копейки, а вполне себе респектабельные представители high-middle класса. Очевидно, что сегодня государство должно прийти к пониманию необходимости «научного переворота» — переструктурирования всей отрасли. Потому как нынешнее положение дел явно не может никого устраивать. Опубликованный ранее ВШЭ рейтинг инновационного развития регионов показал: в список высокоразвитых вошли всего лишь девять субъектов РФ. С одной стороны, в нынешней ситуации это закономерно, с другой — еще один тревожный звонок для власти. Губернаторам отстающих в инновационном плане регионов стоит задуматься о том, что развитие технологий, обеспечивающих промышленный суверенитет, — это не только интересная по своей форме задумка, но и возможность привлечения реальных инвестиций (как государственных, так и частных). Также пристальное внимание федерального центра к проблематике позволяет обеспечить прирост политического капитала, включающий укрепление собственных позиций. Однако простое решение — взять и залить отрасль деньгами — не кажется верным. Очевидно отсутствие внятной стратегии и понимания, как сделать научную отрасль действительно эффективной и прибыльной. Поэтому пока инвестируемые страной деньги дают эффект кратно меньший тому, какой могли бы давать при внятном бизнес-подходе. Кстати, в ВПК тех же США доля предприятий МСП составляет 25%, причем занимаются они в основном IT и научными разработками. И, по доктрине американских вооруженных сил, присутствие частного бизнеса будет только нарастать. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |