Круги по высокой воде |
Автор: Кс. МИЩЕНКО, по инф. Телеинформа |
16.05.2013 13:16 |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений txt/2013/15_05 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. ![]() Падение вертолета Ми-8 в Катангском районе с бригадой МЧС на борту приковало к себе повышенное внимание на все последние дни... И очевидно, что случившаяся трагедия будет означать несколько большее, чем просто «испорченные майские праздники». Падение Напомним, что 6 мая в 15:01 Ми-8 авиакомпании «Ангара», работавший на противопаводковых мероприятиях на севере Прибайкалья, взлетел с буровой, взяв курс на населенный пункт Преображенка на реке Нижней Тунгуске. В скором времени после этого связь с бортом прервалась. Внутри находилось 9 человек, в том числе временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Иркутской области полковник внутренней службы Станислав Омельянчик, заместитель руководителя Байкальского поисково-спасательного отряда Александр Степанов и другие специалисты, задействованные на противопаводковых мероприятиях. Внутри воздушного судна находилось 1920 кг взрывчатых веществ. Об обнаружении обломков вертолета спасательным экипажем Сибирского регионального центра МЧС России в 19:30 местного времени сообщил дежурный диспетчер «ВостСибАэроНавигации». Как уточнил первый зампред облправительства Николай Слободчиков, воздушное судно прошло необходимую техническую экспертизу. Экипаж состоял из опытных пилотов, летчики имели большой стаж работы именно в северных территориях Приангарья, где, как правило, наблюдается сложная навигационная обстановка. Осмотр места падения вертолета следственные органы провели 7 мая. Осмотр осложнен тем, что место авиакатастрофы представляет собой часть реки Нижней Тунгуски, вышедшей из берегов в результате паводка, и прилегающую к ней лесистую местность. Разброс фрагментов вертолета составляет не менее 300 метров. Тем не менее найдены фрагменты тел погибших и, что наиболее важно для следствия, два «черных ящика». По последним сообщениям, следователи в рамках уголовного дела по факту крушения допросили членов экипажей двух вертолетов, выполняющих работы по ликвидации ледовых заторов. Устанавливаются личности очевидцев происшествия среди жителей района авиакатастрофы. Назначена химическая экспертиза образцов топлива, которым был заправлен вертолет перед инцидентом, чтобы определить его качество. Также назначена экспертиза с целью установления соответствия стандарту качества взрывчатого вещества, находившегося на борту вертолета, и обнаружения его остатков на деталях вертолета, изъятых с места крушения. К слову, именно на детонацию взрывчатки «грешат» представители авиакомпании «Ангара», указывая на нее как на наиболее вероятную версию причин трагедии. Для региональных авиаторов любая другая версия, указывающая на некомпетентность пилотов или на проблемы с техподготовкой машины, обернется грандиозной имиджевой катастрофой, имеющей долгосрочные последствия. Напомним, что компания является по сути единственной дееспособной транспортной структурой, обеспечивающей связь «северов» Приангарья с «большой землей» – а региональные власти сделали на нее ставку, озвучив на самом высоком уровне ряд проектов по возрождению и развитию малой авиации в Восточной Сибири. Под эти проекты подтягиваются изрядные финансовые ресурсы — но, что важнее, ресурс политического доверия к региональному руководству (никому не стоит особо напоминать, что «Ангара» – главное и любимое детище губернатора Сергея Ерощенко на предыдущем поприще в бизнесе). Исходя из всех этих обстоятельств, можно предположить: с какой нервозностью будут ожидать выводов комиссии МАК и следствия — и какой уровень аккуратности и достоверности экспертиз от них потребуется. Вода Сами взрывные работы на ледяных заторах на Нижней Тунгуске в районе села Преображенка были необходимы в связи с резким подъемом воды (уровень воды превысил там критическую отметку в 890 см по состоянию на 6 мая). Подтопление затронуло 125 жилых домов. Трагедия с падением вертолетов несколько заслонила в публичном пространстве проблемы жителей на территориях, затронутых паводком — которые никуда не делись, конечно же. Всего из-за паводков в Катангском и Киренском районах пострадали три села – кроме теперь уже печально знаменитой Преображенки, это Подволошино и Петропавловское. Спешная эвакуация оставила селян практически без крыши над головой, без топлива, часто — с минимальным набором продуктов и одежды. И, что звучит как горькая насмешка судьбы — без чистой питьевой воды. Беда северян стала экзаменом для органов власти и МЧС на способность быстро реагировать и восстанавливать жизнеобеспечение. Совершенно естественно, что любое промедление оказывается здесь не в пользу властей — и прежде всего это касается областного правительства, которому достается более всех оплеух. При этом очевидно, что промедление в какой-то момент объективно имело место — ведь не из воздуха возникла информация о закинутых поначалу в Преображенку 200 буханках хлеба на всех и 200-граммовых бутылочках воды на брата, что было воспринято многими как издевка и бессилие властей. Ситуация начала выправляться 13 мая – в Петропаловское из Киренска было доставлено 500 кг продовольствия, в Преображенку – три тонны питьевой воды, туда был направлен мобильный пункт территориальной медицины катастроф, а также 100 бытовых газовых плит и тысяча газовых баллонов. – К нам 13 мая прилетал губернатор, они привезли нам и развернули госпиталь медицины катастроф, привезли большие бутыли воды и увезли наших детей в лагерь – 28 человек, могли бы больше взять, но столько детей отпустили родители. Сегодня должны привезти теплую одежду, одеяла. Скоро должны подойти печи газовые и баллоны, – рассказала Телеинформу по телефону учитель русского языка и литературы из Преображенки Людмила Огородникова. – Вся проблема в том, что вертолет не может сесть непосредственно в деревне, а только за несколько километров. Туда наши мужчины на лодках добираются. Всем моим знакомым достались бутыли по 20 литров воды – на чай, запивать таблетки. В госпитале нам выдают бесплатные лекарства. Медицина катастроф с раннего утра принимает людей. Проблема с хлебом стабилизировалась, его уже понемногу начинают стряпать. Очень ждем мини-электростанции, в ближайшее время обещали запустить водозаборную станцию, пекарню. В деревне остались в основном маленькие дети и учащиеся 9-х и 11-х классов – по пять человек в каждом классе. Сегодня глава администрации уступил нам свой кабинет, там будем проводить занятия. Вода из домов в основном отступила. Дрова, которые не унесло, сушим, между соседями делим, друг другу помогаем. – Всем действиям ведомств, структурных подразделений правительства Иркутской области, местных властей будет дана оценка. Особое внимание планируется уделить работе с населением: насколько жители были подготовлены к возникновению чрезвычайной ситуации и знали, как им действовать и куда обращаться, – отметил Сергей Ерощенко по итогам своей поездки на Нижнюю Тунгуску. {gallery}txt/2013/15_05{/gallery} Большие круги... Замечание губернатора о готовности местных жителей и местных властей к опасностям в «зоне рискованного выживания» совершенно логично. По итогам цепочки майских ЧП в общественном обсуждении начинает возникать новый вектор — а насколько вообще целесообразно и логично устроена жизнь на наших «северах»? Среди мнений, собранных Телеинформом, эту точку зрения в концентрированном виде представил завкафедрой конституционного права Юридического института ИГУ, профессор Сергей Шишкин: – Мы не специалисты по чрезвычайным ситуациям, по технике обращения со взрывчатыми веществами, по вопросам летного дела, и потому строить какие-то умозаключения на дилетантских догадках я бы не стал. Девять человек погибли. Работает следствие. Версий много, информации мало. Так что оставим специалистам разбираться в том, кто виноват, как все случилось и почему. Я же вот на что хотел бы обратить внимание: снова май и снова трагедия с вертолетом. Это крушение перекликается с тем, в результате которого погиб иркутский губернатор Есиповский в 2009 году: и тогда и сейчас на борту были, что называется, статусные люди, и тогда и теперь это было частное воздушное судно. И в 2009 году был почти год, как новый губернатор у власти. И снова Иркутская область «звучит» в негативном контексте по линии МЧС: уход Эглита, трагедия с вертолетом… Но ни в коем случае нельзя устраивать «пляску на костях». Погибли люди и в причинах этого должны разбираться профессионалы. Я же хотел бы затронуть вот какой аспект: это происшествие – конечное звено в причинно-следственной цепочке. Каждый год чрезвычайные ситуации и события, с ними связанные, повторяются: клещи, пожары, ледовые заторы…И всякий раз приходится проводить мобилизацию сил и средств для борьбы с этими ЧС. Возникает вопрос: а, может, имеет смысл более глубоко работать над профилактикой? Почему бы не переселить людей из тех мест, где из года в год случаются обильные паводки? Такого рода катастрофы, как та, что случилась в Катангском районе, на повестку дня ставят рациональный вопрос – почему люди живу в таких условиях и можно ли что-то сделать, чтобы из года в год их не приходилось спасать немалыми силами МЧС? Почему люди продолжают жить так близко у воды? Мне кажется, внутримиграционная тема в Иркутской области имеет перспективу, ведь проживание в отдаленных северных территориях – это же и немалая бюджетная нагрузка: северный завоз дорогой и сложный, равно как и спасательные операции в период паводков (100 тысяч стоит один вылет вертолета в отдаленные территории при больших расстояниях!). Возможно, нужно было бы внимательно посчитать, сколько ресурсов тратится на поддержание жилой среды в северных отдаленных населенных пунктах и сколько там людей вообще, кто эти люди. Может быть, рациональнее было бы их переселить в более благоприятные для жизни места – чтобы никому не приходилось рисковать своей жизнью, взрывая заторы на реках. Ну, или хотя бы отселить людей повыше от реки, если уж они не хотят покидать насиженные места. Понятно, что это непросто и болезненно, но что-то же нужно делать – уговаривать их, убеждать, работать с населением. Вопросом переселения вообще стоило бы заняться системно, и спасать людей не только когда случается сезонное ЧС. Можно же профилактировать эти ситуации более глубоко и смотреть в самое начало «цепочки», в корень проблемы. Не хотелось бы говорить о выгодах локального плана (всякие «освоения бюджета» и т. д.) – подход должен быть другим, по существу и отвечать на вопрос: все ли сделано, чтобы люди жили в безопасных условиях? Нужно сесть и посчитать. Если речь идет об обеспечении жизни и ежегодном спасении от потопа 12 домов – то, может, имеет смысл все же переселить людей? Здесь должен главенствовать принцип холодной рациональности и безопасности. Север области требует новой рационализации восприятия. И, кстати, переселение можно было бы провести через региональную программу, а то и федеральное финансирование привлечь на эти цели. Что касается причин и обстоятельств конкретной трагедии с вертолетом, еще раз хочу подчеркнуть: погружаться в детали должны специалисты – транспортная прокуратура, МАК, следователи – все это профессиональные люди, специалисты, они и без нас разберутся в ситуации. Мы же, как гражданские лица, можем говорить о более общих вопросах профилактики проблемы. Если бы в свое время был проведен соответствующий анализ, найдены средства и люди были бы изъяты из опасных для проживания мест, наверное, было бы проще. И не было бы этих страшных смертей, не пришлось бы летать со взрывчаткой по северам. |