В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
Более двух лет назад Иркутской области в стопроцентную собственность был передан Аэропорт Иркутск. Предполагалось, что региональные власти, получившие такой сказочный подарок от федерального центра, займутся развитием воздушного порта.
Тем более, что этого требует как состояние аэропорта, так и возрастающий пассажиропоток. Что же сделано за это время и что делается сейчас в плане развития? В который раз тему обсуждали депутаты Законодательного собрания – на этот раз в рамках сессии 29 ноября.
Стоит напомнить, что соответствующий депутатский запрос ранее был адресован губернатору Сергею Левченко. Однако в течение года ни парламентарии, ни потенциальные инвесторы никакой конкретики не получили.
Как рассказал на сессии 29 ноября министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов, «на сегодня проект дополнительного соглашения к Соглашению о сотрудничестве между Минтрансом РФ, Федеральным Агентством воздушного транспорта и правительством Иркутской области от 25 марта 2014 года сформирован и проходит стадию согласования с заинтересованными исполнительными органами власти Иркутской области». После того, как область его согласует и подпишет, документ будет направлен на утверждение федеральной стороне.
О чем в документе речь, министр не пояснил, однако, переводя сказанное им на общепонятный язык, вероятно, подразумевается перенос сроков развития иркутского аэропорта на тот момент, когда региону удастся вернуться в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Напомним, ранее по этой ФЦП Приангарью «светила» сумма в 23 млрд рублей на строительство нового аэропорта Иркутска. Правда, как выяснилось в этом году, ФЦП секвестировали. Теперь, по словам Сулейменова, в РФ будет разрабатываться другая программа, в которую областные власти надеются вписаться.
Так что разработка техзадания на новый аэропорт, конкурсной документации для определения инвестора, подбор земельного участка под строительство – все это станет возможным только после возвращения региона в федеральную программу и сохранения соответствующего финансирования из федерального бюджета в объеме 23 млрд рублей, сообщил Сулейменов. Ориентировочно, все может начаться не ранее 2022 года.
Кстати, независимая оценка рыночной стоимости движимого и недвижимого имущества действующего Международного аэропорта «Иркутск» тоже еще не проводилась. Это планируется в начале 2018 году.
Сулейменов сообщил также, что проекта на новый аэропорт нет – имеется только предварительная презентация, выполненная ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». В разработке сделан прогноз объемов перевозок и интенсивности движения, техническая планировка аэровокзала, несколько вариантов размещения нового терминала. Впрочем, место его размещения не выбрано.
По сути, как сформулировал депутат ЗС Олег Кузнецов (и с ним согласился министр Сулейменов) - после передачи аэропорта в областную собственность для развития авиаузла не было сделано ровным счетом ничего. И если что-то и начнется, то только в 2022 году.
Депутаты Заксобрания привычно не удивились отсутствию прогресса в этом вопросе, но с интересом послушали выступления четырех экспертов, поделившихся опытом в реализации аналогичных проектов в других городах России.
Руководитель проектов по аэропортовой деятельности Управляющей дирекции «Авиация» ООО «Компания Базовый Элемент» Игорь Шубейко напомнил, что в Указе Президента по развитию иркутского аэроузла четко прописаны цели и задачи, среди них – развитие существующей инфраструктуры и создание нового аэропорта. Из внебюджетных источников на это необходимо привлечь 20 млрд рублей, чтобы в итоге достичь пассажиропотока в 3 млн. человек в год.
- Мы видим, что задача по развитию действующего аэропорта Иркутска выполнима. По остальным двум пунктам – вопрос. Привлечение 20 млрд может быть следствием общей логики концепции, которую необходимо реализовать. Сейчас аэропорт Иркутска принимает около 2 млн. пассажиров в год (по итогам 2017 года). И достижение пассажиропотока в 3 млн. возможно, если будет взрывной рост турпотока. За счет чего? За счет зарубежных туристов, приезжающих на Байкал. Это достижимо, но есть и конкуренты – например, Улан-Удэ. Бурятия активно развивает туристическое направление и готова откусить изрядный кусок от этого пирога, - отметил Шубейко.
Он также рассказал, как Базэл видит развитие иркутского аэропорта:
- В текущей ситуации не определено место строительства нового аэропорта. Без этого говорить об инвестициях не приходится. Ведь требуется колоссальная сумма – более 50 млрд рублей в комплексе. Как они будут окупаться? К этому пока предпосылок мы не видим. Не готова Иркутская область в части определения локации. Не готова Федерация - ФЦП секвестирована. В теории готовы инвесторы, но они пока не понимают, во что вкладываться. Нам необходимо сейчас «купить время». Это значит, что нужно разбить проект на две стадии: реконструкция действующего аэропорта и вторая часть – строительство нового.
В рамках первой стадии мы видим и поддерживаем инициативу аэропорта – нужен новый аэровокзальный комплекс для международного потока, который позволит прожить минимум пять лет и обслуживать пассажиров без потери качества. На этом же этапе, мы надеемся, через конкурсные процедуры будет выбран инвестор и определено место расположения нового аэропорта. Вернутся средства в ФЦП, регион у себя предусмотрит софинансирование. Инвестор под это зарезервирует свои (плюс заемные) средства. То есть, когда все стороны будут готовы, тогда этот проект «полетит».
Но пока время идет, а вопрос по развитию авиаузла в Иркутске заморожен. В то же время аэропорты по стране развиваются, причем, на условиях государственно-частного партнерства – когда инвестор привлекается через конкурс. Бюджет в итоге получает деньги и выполняются все инвестиционные обязательства. Например, в декабре этого года вводятся новые терминалы в Перми и Красноярске (аэропорты были приватизированы в 2015 году, совсем недавно). Завершился конкурс по аэропорту в Петропавловске-Камчатском, есть и другие успешные проекты. Процесс проведение конкурса зарекомендовал себя однозначно эффективным.
И с настороженностью и удивлением мы наблюдаем, что в Иркутской области не привлекаются через конкурсные процедуры профессиональные инвесторы. А ведь это не так сложно – в течение полугода можно выбрать партнера, который дальше будет двигать проект вместе с регионом.
Директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков рассказал о проектах, которые реализует его компания в Ростове-на-Дону и в Саратове. В обоих случаях речь идет о строительстве новых аэропортов и выносе их за пределы городов.
- Порт в Ростове-на-Дону был построен в течение двух с половиной лет, уже 7 декабря он открывается. Старый аэропорт после этого закроется. Тоже, как и в Иркутске, было много скепсиса по этому проекту, однако, все получилось, - сообщил Красиков.
Общий бюджет этого проекта – около 50 млрд рублей. Доля инвестора в этой сумме – 19 млрд (инвестиции в возведение пассажирского терминала и тридцати объектов аэропортовой инфраструктуры). Проект реализован с участием региона и федерального центра.
Еще один успешный пример (правда, более дешевый) – строительство аэропорта «Гагарин» в Саратове. Там реализована аналогичная схема: бюджет проекта 17 млрд рублей (из них 7 млрд – доля федерации, 7,7 млрд вложили «Аэропорты Регионов», субъект РФ внес 2,5 млрд).
- Тут аналогичная история – строительство вынесено на расстояние 30 км от города. Сейчас там на 40% готов каркас основного здания терминала. До конца 2018 года аэропорт будет построен. В начале 2019 планируется его официальное открытие, - сообщил эксперт.
- Наш опыт может быть полезен для Иркутской области, - уверен Красиков. - Считаем, что проект можно развивать как единый – и реконструкцию действующего, и строительство нового. Потому что если рассматривать их отдельно, ни один инвестор, вложившийся в старый аэропорт, не будет заинтересован в возведении нового. Для нас представляется критически важным реализовывать такие проекты в едином комплексе, делать все прозрачно, конкурсно привлекать инвестора.
Мы считаем, что реконструкция старого порта и строительство нового должны идти параллельно. Уверен, что при должных усилиях и оперативном проведении конкурса уже с 2018 года можно приступить к реализации этого проекта, разработке проектной документации, привлечению финансирования. Параллельно работать с федеральными органами власти по включению финансирования. И к 2023-2025 году выйти на запуск нового аэропорта Иркутска. По нашим предварительным оценкам, бюджет такого проекта может составить порядка 49-50 млрд рублей. Доля инвестора в ней – 19-20 млрд, - оценил Красиков.
Директор по правовым вопросам АО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации» Кирилл Дегтев рассказал, что его организация имеет большой опыт в реализации проектов частно-государственного партнерства (на их счету - более 300 комплексных проектов в этой сфере), и он готов предложить свою помощь иркутянам.
- Мы профессионально специализируемся на подготовке таких проектов по привлечению инвестиций в аэропортовой сфере, - сообщил он.
Управляющий директор инвестиционной компании InfraONE Карен Аракелян поделился своим опытом и предостерег от необдуманных подходов:
- Совмещение проекта по реконструкции существующего порта и строительству нового – достаточно сложная правовая структура. Есть один пример – аэропорт «Омск», проект которого именно из-за таких правовых ограничений так и не получилось реализовать. Там именно такая задача стояла (как у Иркутска) – вынести за город новый аэропорт и одновременно развивать действующий в черте города. На наш взгляд, разделение этого проекта на два более выгодно с точки зрения инвестора.
Однако, дальнейшее обсуждение перспектив иркутского аэропорта показало, что пока говорить не о чем: нет ни места (локацию в Поздняково федеральные ведомства забраковали), ни денег, ни проекта, ни конкурса на поиск инвестора. Впрочем, потенциально желающие вложиться в проект есть, но пока региональной власти им предложить нечего.
Депутат ЗС Илья Сумароков под занавес высказал мнение, что «разговоры про аэропорт» так и останутся разговорами, поскольку выбор площадки не учитывает интересов Минобороны и иркутского авиазавода:
- Пока эти интересы не будут согласованы, разговор будет бесконечными и бессмысленным. Тридцать лет говорим про аэропорт, сколько можно!
Депутаты оставили вопрос на контроле и приняли решение вернуться к теме до 1 апреля будущего года. Опять планируется заслушать информацию регправительства, которое должно будет отчитаться о сделанном. Профильный комитет ЗС рекомендовал региональной власти провести выбор инвестора на конкурсной основе.
Трудно найти другой настолько неординарный знак, как Телец. С одной стороны каждый Телец неплохо разбирается в эзотерике, а с другой – вообще не использует свои знания на пользу себе. В силу этого они похожи на людей, решивших, что достаточно хороши, чтобы жить, не волнуюсь больше о собственном саморазвитии. А что касается денег и быта, то и к ним у Тельцов довольно схожее отношение – не стремясь к чему-то большому, они вполне счастливы, довольствуясь тем немногим, что у них есть.
Употребление некоторых продуктов и напитков может быть особенно полезным в холодный период. Врач-диетолог и нутрициолог Евгений Арзамасцев рассказал, что поможет зарядить организм энергией и теплом.
Специалисты Роспотребнадзора пояснили, какую пользу организму может принести употребление корня имбиря. Продукт использовали еще в Древнем Китае и Индии тысячи лет назад
Алкогольная продукция в России может подорожать после Нового года. Об этом предупредил исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин, пишет газета «Известия».
АО «Труд» стало победителем национальной премии «ТрудКрут». Предприятие признано лучшим работодателем для студенческих строительных отрядов в Российской Федерации на региональном уровне, сообщает пресс-служба АО «Труд».
Теперь покупатели сети магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо» смогут оплатить свои покупки улыбкой, без карты или смартфона. Клиенты Сбера могут оплачивать покупки как картой Сбера, так и картами других банков, сообщает пресс-служба Сбербанка.
Теперь бизнес может воспользоваться всеми преимуществами нейросетевой модели от Сбера – GigaChat MAX. На сегодняшний день, это самая мощная модель в России и одна из сильнейших моделей мира, по данным независимого бенчмарка MERA. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.
За 10 месяцев 2024 года продолжительность продажи вторички выросла на 35% до 74 дней. Об этом свидетельствуют данные «Яндекс Недвижимости». В тоже время «ЦИАН.Аналитика» и вовсе показывается средний рост на 44% до 130 дней.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности, изложенной здесь.