
В 2017 году случился не только столетний юбилей Великой русской революции, но и полноценная социокультурная революция – видеоблогерская. Конечно, молодые скажут, что все началось гораздо раньше, что они не слазят с Ивана Гая или Саши Спилберг уже несколько лет как. Возрастные товарищи скажут, что они уже давно мечут молнии в преступный режим Порошенко вместе с Анатолием Шарием. Кто-то из возрастных начнет вспоминать, когда он впервые увидел выпуски ютубовского шоу «+100500». Все так. Так всегда бывает с революциями. Долго копятся причины, умножаются предтечи, полыхают мятежи и восстания и только потом обрушивается революция. Революция видеоблогинга обрушилась на нас именно в нынешнем 2017-м году. Теперь уже не скажешь по-горьковски: «скоро грянет ютубова буря». Она грянула.
Лет тридцать назад, во времена, когда советский рок-андеграунд выползал из подполья на стадионы, я с друзьями, углядев, что с роком происходит стремительная деградация, трепался как-то на тему: какая «творческая молодежная субкультура» придет на смену рок-андеграунду? Тогда мы пришли в выводу, что это будет всякоразное «любительское кино». Связывали прогноз с тем, что будет возрастать доступность всяческой «киноснимательной» техники. Что и произошло, кстати. Мы, конечно, не знали тогда, что дело дойдет до возможности снимать кино на фотоаппаратах, на смартфонах (о которых и не догадывались), но предчувствия массовизации средств съемки были. Вот и думали, что как доступность музыкальных инструментов и средств записи взорвало бомбу рок-музыки, так и доступность видеосъемки взорвет бомбу новой кинокультуры.
Ничего такого не произошло. Никакого дилетантского, но креативного кинематографа, как мощной творческой субкультуры, сопоставимой с рок-музыкальной, не появилось. Мы ошиблись, ибо «готовились к прошлой войне», пытаясь предвидеть будущее творческой молодежи, пользуясь знакомым образцом рок-культуры.
Но словно в качестве компенсации за неоправдавшиеся прогнозы случился видеоблогинг. Влиться в эту волну должна и наша малая родина.
Еще весной этого года слушал я на семинаре коллективный доклад, авторы которого коснулись видеоблогерства в Иркутске. Они отмечали, что у нас, кроме бабы Вали, да серкомовского проекта, именуемого вконтактиковыми остроумцами «Унылые гномики», нет в этом жанре практически ничего. Ну разве что парочка третьеразрядных политиков видеореплики в ютубике сделают. Прошло совсем чуть-чуть времени. И видеоблогерства в Иркутске очевидно прибавилось. Взял в руки шашки знаменитый Денис Гук, запустила «Козырный треп» замечательная Светлана Козырина…
Разумеется, не обошлось в Иркутске и без «иркутского постмодернизма». Так я простым пролетарским языком называю неизбежные в иркутской жизни парадоксы и абсурдности. Иркутский постмодернизм в видеоблогинге проявляется в том, что наш самый известный видеоблогер баба Валя видеоблогерством не занимается, своего канала в ютубе не имеет и, осторожно предположу, не очень в курсе, что является главным иркутским видеоблогером. Точнее, она наверняка в курсе, что она главная в Иркутске, но что именно как видеоблогер главная, может, и не догадывается.
С нетерпением ожидаю я следующего политического года. И вовсе не выборов президента я жду, а выборов в Законодательное собрание Иркутской области. Есть у меня ощущение, что, желая соответствовать духу времени, оседлают наши кандидаты тренды и рванут в ютуб - рассказывать о себе и о своих политических платформах, да программах. И это будет круче, чем странички в фейсбуке или боты, в которых заигрываются некоторые наши чиновники, руководствуясь принципом «посидим–побОтаем, типа так работаем!». В видео бота не покажешь (разве что в маске?) и за себя нанятого SMMщика не посадишь. Придется говорить ртом и демонстрировать фейс, чтобы следовать трендам.
Короче, усаживаемся поудобнее перед мониторами. Скоро появится много интересного.

С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
|