
Пять лет назад на одном публичном мероприятии – в рамках проекта с очень красивым названием «Оттенки века: между мечтой и реальностью» – сотрудники Иркутского облкинофонда похвастались и порадовали публику уникальной находкой. В каких-то центральных архивах они раскопали трехминутную кинозапись от Антонио Донателло, самого легендарного итальянца в иркутской истории. С тех пор, как я понял, никто этих трех минут кинохроники из иркутского прошлого не видел, найти в ютубзике ничего не удалось, поэтому придется мне пересказать кое-что оттуда своими словами. Даже раскрасить скриншотом эту колонку у меня нет возможности.

На кинохронике представлено событие 14 мая (27 мая по нынешнему стилю) 1915 года – праздничная демонстрация (в прессе названная манифестацией) иркутян, устроенная в связи со вступлением Италии в I мировую войну. Италия, до войны водившая шашни с врагами – Германской и Австро-Венгерской империями – вышла из Тройственного союза и за четыре дня до иркутской демонстрации вступила в войну как бы «на стороне света», то есть на стороне Антанты. Радость иркутян понятна. В лагере России и её союзников прибавилось сил, значит победа и конец войны приблизились. Знали бы они, что их ожидает через пару лет вместо победы и конца войны, но кто ж такое может знать?
На исторических кадрах участники демонстрации несут итальянские флаги, изображение итальянского короля Виктора Эммануила III, флаги союзников. Английские флаги я почему-то не разглядел (хотя они наверняка были), но довольно много японских флагов. Япония ведь тоже в Первую мировую воевала «за наших». Праздничные иркутяне смотрят и приветствуют демонстрантов-манифестантов.
Почему я разделил иркутян и участников демонстрации-манифестации? Потому что из газет того времени выяснилось (спасибо Максиму Куделе, заместителю директора Областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского, за помощь), что организовала движуху тогдашняя иркутская «итальянская колония» (по-современному – диаспора). Иркутские итальянцы устроили в иркутском католическом костеле (по-современному – в иркутском органном зале) «божественную литургию и молебен о даровании победы оружию союзных держав». После чего в сопровождении оркестра отправились по улице Ленина, а потом по улице Карла Маркса к памятнику Александру III. По пути их приветствовал звуками итальянского гимна цирковой оркестр, а на углу Ленина и Маркса присоединилась «японская колония» с японскими флагами. У памятника царю оркестры исполнили гимны Италии и Японии, после чего толпа двинулась радовать своим зрелищем и звуками обитателей дома генерал-губернатора… Улицы, разумеется, тогда еще именовались Амурской и Большой, Лениным и Марксом их нарекут шесть лет спустя.
Я смотрел на эти кадры с японскими флагами (легко узнаваемым восходящим солнцем) на иркутских улицах и думал о тех иркутянах, которые смотрели на них в режиме реального времени и не могли не вспоминать Русско-японскую войну, в которой эта столь ныне прекрасная союзница Япония унизила великую Россию самым психотравматическим для государя и народа образом.
Смотрел и думал: а что, интересно, чувствовали эти люди? Ведь прошло всего десять лет после сдачи Порт-Артура и Цусимы, а подданные российского императора искренне радуются флагам страны, унизившей их великую Родину, причем, размахивают этими флагами прямо на улицах Иркутска.
А знаете, что круче всего? 14 (27) мая 1915 года происходила эта демонстрация, а 14(27)-15(28) мая 1905 года состоялось… Цусимское сражение. Понимаете, иркутяне братались с союзниками-японцами ровно в день десятилетнего юбилея Цусимского разгрома и Цусимского же позора.
Почему я об этом вспомнил? Уходящий год Россия посвятила внешней политике, геополитике и даже, как элегантно выразился В. Сурков, «контактной геополитике» (речь о том, что нельзя называть словом, которым следует называть). Так что, подумал я, будет, пусть иронично, но правильно на простом иркутском примере вспомнить, сколь переменчиво все бывает – в этих чертовых международных отношениях и в этой чертовой мировой истории.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|