
Это чувство знакомо каждому иркутянину. Каждый раз, когда дело доходит до необходимости вспомнить о самой известной в Иркутске выдержке из полного собрания сочинений Антона Павловича Чехова, иркутянин задается вопросом, цитировать классика дословно или просто ограничиться словосочетанием «Чехов об Иркутске»?
Я, пожалуй, процитирую (наверное, в миллионный раз в своей жизни) для неиркутских читателей, которые совершенно не обязаны быть в курсе. Более ста лет назад самый известный очкарик русской литературы, путешествуя через разные сибирские города, нехорошо обозвав, например, любезный моему сердцу Томск, высказался об Иркутске так: «Иркутск - превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы... Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться».
С тех самых пор это высказывание Чехова преследует каждого иркутянина с детства. Без этой цитаты не обходится ни один текст иркутянина об Иркутске. Маленьких иркутяшек заставляют зубрить эти слова еще в детском саду и наказывают за любые неточности в цитировании (по слухам, такие же ужасы преследуют всю жизнь калининградцев из-за фразы про «звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»).
В ноябре 2009 года у А.П. Чехова появился очень мощный конкурент. Конкурент по имени Борис Борисович Гребенщиков. Соперник серьезный, ибо с песнями этого человека в ушах и с именем его на устах в России сформировалось сразу несколько поколений мозговитых людей. Да что там сформировалось, не будучи поклонником творчества позднего Гребенщикова, я признаю, ибо невозможно отрицать очевидное, что такие поколения мозготовитых формируются им до сих пор и в этом смысле Гребенщиков уверенно обошел своего утратившего формативную способность коллегу по совроку – А. Макаревича.

Так вот о том, как Гребенщиков бросил вызов старику Палычу. Подводя итог своих путешествий по стране для журнала «Forbes Russia», он назвал пять российских городов, в которых должен побывать всякий уважающий себя человек: Саратов, Иркутск, Вологда, Архангельск и Санкт-Петербург. И о каждом высказался отдельно. Архангельску обломилось четыре строчки. Вологде и Самаре по пять. И только Питеру с Иркутском досталось целых семь строчек.
Цитата: «Чудесное ощущение во мне оставляют сибирские города, такие как Кемерово, Красноярск, но чтобы не тратить слов, сведу их в один город – пусть это будет Иркутск. Я хожу по Иркутску и вижу что-то из времен, еще не загаженных большевиками. Он остается русским, настоящим, сибирским. Иркутск для меня точка, в которой сошлось все лучшее, что есть в Сибири: интеллигенция, но совершенно особого рода. В ней есть прямота, верность слову и утонченная крепость».
Бориса Борисовича едва ли можно назвать экспертом по иркутской интеллигенции. Меня можно. Поэтому вежливо укажу кумиру своей далекой юности на то, что он ошибся. Нет в иркутской интеллигенции ни прямоты, ни верности слову, ни утонченной крепости. И никакая она не интеллигенция «особого рода». Обычная она, как и всякая отечественная интеллигенция, с упорством, заслуживающего лучшего применения, принимающая собственную стадность за собственный индивидуализм.
Но все равно было приятно. Респектуля Борису Борисовичу, как выразились бы продвинутые молодые люди, не способные в нашу «суффиксовую эпоху» сказать просто «респект».
В 2009 году я пугал иркутян тем, что теперь их заставят выучивать текст Гребенщикова наизусть вместо Чеховского, а ведь у Гребня пообъемней будет. Но как-то пронесло. Забылось. При т.н. «красном губернаторе», тем более, нет такой опасности. Ибо «вижу (в Иркутске) что-то из времен, еще не загаженных большевиками» звучало бы слишком без уважения к действующей региональной власти.
Да и группа «Би-2» спела в одной из относительно недавних песен: «Что в Иркутске, что в Норильске какой русский не пьет виски». В популярном у иркутян жанре «великие об Иркутске» это теперь самая частотная цитата.
Ну и хорошо. Но Гребенщикову все равно спасибо. Хорошо сказал! Внушает!
От этого же автора:

С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
|