Памятник иркутскому вандалу |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
05.10.2020 07:28 |
Политика и «эпическое» противостояние «земляк vs. варяг» в Иркутской области отнимали слишком много времени и внимания в последние месяцы. Возможностей для нормальных «культурных разговоров» практически не оставалось. Надо наверстывать упущенное. Напомню, что «культурный разговор» в Иркутске это в первую очередь разговор о местных памятниках.
Некоторое время назад в узком кругу умеренно-привилегированных горожан (адреса и явки не сдаю, дабы не вызывать лишний раз недовольство тех, кого в этот круг не пригласили) я был участником обсуждения проекта «памятника» – точнее, уличной скульптуры – на улице Урицкого. Лишний раз замечу, что очень хотел бы дожить до времен, когда она опять станет улицей Пестеревской. Обсуждался проект скульптуры музыканта. Какого музыкального инструмента этот музыкант – умолчу по той же причине, не хочу сеять еще одну бурю. У «культурных людей» города И. слишком разные взгляды на культурную ценность разных музыкальных инструментов. Идея «музыканта на Урицкого», сама по себе, не очень очевидна для иркутян, но растолковать ее можно. До того, как уличные музыканты-попрошайки откочевали в 130-й квартал, они гнездились как раз на Урицкого. Более того, весной 1989-го года (последний оптимистический год перестройки) я был там свидетелем уличного исполнения песен Бориса Гребенщикова и собственных песен Алексеем Рыбаковым, лидером рок-группы «Млечный путь». Вполне вероятно, что с этого события началась (или возобновилась?) история уличного музыкантства в городе И. Что называется, на полях, замечу, что сам я полагаю более уместным появление на Урицкого скульптуры уличного торговца девяностых. Во времена, когда небольшая часть постсоветских граждан пилила экономическое наследие СССР, значительная часть пребывала в элементарной растерянности из-за того, что на место советской Атлантиды пришли не желанные свобода и процветание, а нищета и полный упадок права и морали, некоторая часть населения торговала на улицах всем подряд. И улица Урицкого была в этом смысле одной из главных иркутских улиц девяностых. Может быть, там появится когда-нибудь скульптурный торговец тех времен. Для этого, впрочем, как справедливо заметил один из участников вышеотмеченной коммуникации, должны найтись какие-то выжившие и разбогатевшие из тех торговцев, которые проникнутся идеей, найдут деньги на такую скульптуру и запустят через мэрию все необходимые процедуры ее установки. Это было «замечание на полях», завуалированный совет бывшим «героям девяностых» и скульпторам. Когда же шла речь о музыканте на Урицкого, вспомнили, что там уже стояла несчастная архитектурная композиция «Виолончель» – виолончель, рядом табуреточка (можно присесть) и шляпа – которая неоднократно становилась жертвой земляков-вандалов. «Виолончель» была поставлена в августе 2011-го года, город готовился к празднованию своего 350-летия, композиция была изготовлена за счет городского бюджета. Первый удар вандалы нанесли буквально через месяц после установки «виолончели». После этого от нее что-нибудь отламывали еще несколько раз. История с «виолончелью» в городе известная, много раз обсуждалась в начале этого десятилетия. В связи с тем, что вспомнили об этом, осенила меня отличная «художественная» идея. А не возвести ли в Иркутске «памятник иркутскому вандалу»? Можно на той же улице – Урицкого-Пестеревской. Специально прогуглил, нет ли где такого памятника? Нет. Поисковик выдает только информашки о каких-нибудь памятниках, испорченных или разрушенных вандалами, и информашек таких очень много. Таких арт-объектов нет даже в Андалузии (по одной из версий название испанского региона происходит как раз от германского племени вандалов, некоторое время там обитавшихся). А у нас будет. Разумеется, «памятник иркутскому вандалу» должен быть оснащен самой современной системой антивандальной защиты. PS: Кстати, одну неплохую хохмочку про такой памятник поисковички выдали: «Состоялось торжественное открытие памятника вандалам. Вандалы в растерянности». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |