Неназванная малая Родина |
Автор: По инф. Телеинформа |
12.07.2016 08:24 |
Уральские горы называют «хребтом России». Сложно сказать, как можно было бы обозначить в данной метафорической системе горные гряды наших краев? Кривые ребра России? Впрочем, речь в этой колонке не о Саянах и не о Хамар-Дабане. «Хребет России» это еще и шедевральный документальный фильм выдающегося телевизионщика Леонида Парфенова – документальная экранизация одноименной книги писателя Алексея Иванова, осуществленная при участии самого писателя. На всякий случай напомню, что этот тот писатель, который «Географ глобус пропил». - Холеричный иркутянин, когда смотрит документальный «Хребет России» или пролистывает книжный «Хребет России», наверняка заливается невидимыми слезами зависти. Почему Алексей Иванов с его непоколебимой влюбленностью в собственную «малую родину-уродину» (Пермь, Урал), с его умением красочно презентовать свой край сторонней аудитории, точно выдерживая сочетание четкости омертвляющих материал исторических фактов и свободных мазков оживляющей материал мифологизации, достался Перми с Уралом, а не городу Иркутску и Байкальскому региону? Мы же явно заслуживаем такого человека больше, чем унылая Пермь и дряхлые Уральские горы, которые и горами-то не всегда язык сибиряка повернется назвать? Наверное, так же сокрушались латиноамериканцы во всех латиноамериканских странах кроме Колумбии, восклицая что-нибудь вроде: «Ну почему гений Габриэль Гарсиа Маркес достался им, ведь моя родная … (какая-нибудь Коста-Рика или, извините за выражение, Гондурас) заслуживает такого гения больше, чем никчемная Колумбия?» Но вот вопрос есть интересный. Главный литературный гений наших краев - я о драматурге Вампилове - всячески избегал какой-либо конкретизации местных реалий. Почему? Почему для Вампилова было так важно поселить героев «Старшего сына» и «Утиной охоты» в абстрактный советский провинциальный город, а не в конкретный Иркутск? Да, «предместье» в «Старшем сыне» напоминает Ново-Мельниково, но все равно – никаких откровенных конкретизаций Вампилов не допустил ни в «Старшем сыне», ни в «Утиной охоте». А вот пермяка Иванова никак не напрягает, что действие его шедеврального романа – я о «Географе», разумеется - разворачивается не просто в конкретной Перми, а в самых невзрачных и некрасивых районах этого города, аналогов нашей «Новоляги» или Юбилейного. Почему так? Есть у меня версия. Родившиеся в деревне и переехавшие через университет в город внутренне продолжают движение – продолжают двигаться дальше, бегут от «конкретного» города, в котором оказались. Им почему-то хочется дальше, выше - в город вообще, в город как таковой. Поэтому они пропускают конкретный город через себя, но мимо себя. А родившиеся или выросшие в городе совершенно не стесняются этого своего конкретного города. Как отменно выразился когда-то сам Алексей Иванов, интересуются «оттенками, а не экзотикой». Поэтому Иркутск, конечно, не остался без Вампилова, но Вампилов все-таки остался без Иркутска. Впрочем, не исключаю, что тут имеет значение какие-то важные различия стилей мышления и эмоций советских и постсоветских литературных талантов. Кстати, встречал жителей города Черемхово, которых очень задевало то обстоятельство, что самый известный черемховец страны – драматург Владимир Гуркин – не отважился поселить героев своей самой известной мелодраматической пьесы «Любовь и голуби» в конкретном Черемхово, предпочтя абстрактный леспромхоз. Будь я из Черемхово, тоже, наверное, таил бы некоторую обиду по этому поводу. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |