Настоящий климат |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
08.03.2021 09:18 |
Довелось мне на прошедшей неделе встречаться со школьниками из одной иркутской школы. Мероприятие было задумано и реализовано в неувядающем формате «встреча с интересным человеком», то есть включала в себя простую повестку: обсуждение с гостем (то есть со мной) жизненного опыта гостя (то есть моего жизненного опыта), обсуждение Путина и Навального (дань времени) и обсуждение Иркутска (дань вечности).
Я уже много раз писал в своих колонках, что в плане Иркутска практикую радикальное отрицание пафоса и истерики в том, что умные люди, стремящиеся выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, назвали бы «иркутскими нарративами». Поскольку либо пафосу, либо истерике посвящено 99 процентов «иркутских нарративов», мне остается последний процентик, который я посвящаю, с одной стороны, ироничному скепсису, а с другой, добросовестному выискиванию (конструированию) преимуществ Иркутска, нередко в тех местах, где их нет и быть не может. Сам я человек урбанистический. То есть живу, обращая мало внимания на природу и климат. Поэтому Байкал, Саяны, Сибирь и прочие природно-климатические прелести редко попадают в мои перечни преимуществ. Я в основном по культурке, да политичке спец. Поэтому с интересом зацепился за реплику одного школьника, начавшего перечислять преимущества Иркутска с «хорошего климата». Произведенная вместе со школьником деконструкция «хорошего климата» выявила очень важную вещь. Под «хорошим климатом» понимается в первую очередь НАСТОЯЩИЙ климат. В Иркутске настоящая зима и настоящее лето. В том смысле, что иркутяне знакомы как с настоящим морозом, так и с настоящей жарой. В Иркутске абсолютно настоящая весна – с ручьями и грязью. И в Иркутске вполне настоящая осень – с бабьим летом и… таким совершенно непередаваемом и толком не описанном в мировой литературе опытом, как поцелуи в атмосфере осенней прохладцы. Осенняя стынь, теплеющие в поцелуях губы, теплеющие щеки… в общем, пусть писатели с поэтами это все описывают. Моралистов успокою – такой важный момент иркутской жизни, как поцелуи на осенней прохладе, я со школьниками не обсуждал. Зелены еще. Пусть целуются, а не обсуждают. Рано им еще рефлексировать. Так вот о настоящем климате. Сравните это все с питерскими сквозняками, дующими из опрометчиво прорубленного Петром «окна в Европу». В Питере нет ни настоящей зимы, ни настоящего лета. Уж точно нет настоящего неба. И те же самые проблемы с настоящими зимой, летом и небом наползают на столицу-бездельницу Москву. В общем, спасибо школьнику на наводку. На настоящий климат. Дело в том, что есть в гуманитарных практиках одна такая давняя линия – утверждение самоценности любого подлинного, любого «настоящего». Вот, например, неомарксисты XX века, пытавшиеся спасти революционный марксизм после Сталина и ГУЛАГа, любили плести про то, что капитализм лишает человека «подлинного существования» и борьба с капитализмом это не просто борьба за то, чтобы «повесить последнего буржуя на кишках последнего бюрократа», а борьба за обретение «подлинности». Эх, любил я такие заморочки в юности! Писатель Дмитрий Быков, кстати, утверждает, что поскольку при Сталине в нашей стране было «настоящее зло», то и люди тогда, в бодрящей атмосфере доносов и репрессий, ковались настоящие – оказавшиеся потом способными вытащить на себе войну с Гитлером. А вот потом зло было ненастоящим, поэтому вместо настоящих людей случились всякие хилые «семидесятники», которые не смогли ни социализм нормально перестроить-сохранить, ни капитализм с демократией потом уберечь от Путина и его сатрапов. Я не то, что верю в самоценность подлинного и настоящего – не в том возрасте, чтобы верить во что-то кроме Бога – но ради Иркутска и иркутского климата готов поверить. Да здравствует настоящий иркутский климат, выковывающий настоящих иркутян и иркутянок. Ну и, с восьмым мартом вас, дорогие настоящие иркутянки! МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |