Кто ж его уменьшит? Он же памятник! |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
09.01.2013 12:36 |
Знаменитое «давненько я не брал в руки шашек» в устах (или под пальцами на клавиатуре) иркутского колумниста, действующего в жанре, который я именую «философией иркутской жизни», должно звучать как «давненько я не писал про иркутские памятники». Напишу. Дело в том, что в минувшем году в Иркутске появилась «скульптурная композиция», в которой, как море в капле, высвечиваются некоторые важные смыслы иркутской жизни. Я имею в виду четырехликий памятник Леониду Гайдаю, представляющий собой Гайдая, выстраивающего кадр из Труса, Балбеса и Бывалого. Я плохо разбираюсь в истории уличного искусства, поэтому не скажу, когда, с какого времени и в каком месте впервые появились столь модные сейчас человекоразмерные городские скульптуры и памятники. Вспоминается только, что впервые в нашей стране об этом заговорили, когда в Петербурге на Фонтанке появился буквально микроскопический памятник Чижику-пыжику. Заговорили с восторгом, настолько это казалось необычным. Постепенно человекоразмерные скульптуры появились в большинстве городов России, подобного рода сооружения стали просто модными. Образцово-показательным примером данного стиля в Иркутске является Турист на улице Карла Маркса. У таких скульптур нет постаментов, они устанавливаются не отдельно от человеческих потоков, а прямо среди этих потоков. Желаемый эффект заключается примерно в следующем – бегущий по своим делам горожанин чуть-чуть притормаживает; до него доходит, что тот, кого он боковым зрением принял за другого горожанина, на самом деле «памятник»; горожанин улыбается, хлопает «бронзового» по плечу и бежит дальше. Вот и до Иркутска дошло, что пора развивать это актуальное направление. Подбирались к стилю мы не спеша – начало положил памятник Вампилову. У Вампилова уже не было полноценного постамента, но он был поставлен рядом с людским потоком, а не внутрь оного. Кроме того, Вампилов был явно выше среднего человеческого роста. Но апофеозом чисто иркутского синтеза, основы иркутской шизофрении – желания сделать «как модно и принято у людей» и невозможности оторваться от канонов, в данном случае, свыкнуться с тем, что памятник может не быть помпезным, возвышающимся над «человеческим, слишком человеческим» – стал памятник Гайдаю с обаятельной троицей. Они располагаются уже среди людей, нет поднимающих их над толпой постаментов, но создатели так и не смогли заставить себя исполнить главное правило актуальной уличной скульптуры – они так и не решились придать великому режиссеру и его героям нормальный человеческий рост. Так и не смогли признать, что обитатели мира большого искусства, таланты и гении – одного с нами роста. Гайдай и троица примерно в полтора раза больше среднестатических людей. От того кажутся какими-то инопланетянами, полумонстрами, монстрами-мутантами или даже некими карликами-изгоями, изгнанными из мира гигантов за карликовый рост. Когда рядом с ними фотографируются люди, зрелище отдает абсурдом и даже ужасом. Иркутск обратил внимание на тренд городской жизни, попытался повторить его, но совершенно не понял его смысла. Начал движение в направлении этого тренда, но не прошел весь путь до конца. Эх, как всегда. Ну, ничего, зато Турист у нас получился совершенно трендовой, всем требованиям стиля соответствующий. Правда, один гость нашего города сказал мне, что ему все-таки кажется, что в Иркутске нет такого большого туристического бума, чтобы город мог позволить себе так иронизировать по поводу туристов. Питерец – что с него возьмешь? Он это еще до установки Гайдая так говорил. Если еще раз приедет, я его к Гайдаю отведу. Пусть успокоится. Не все у нас так классно, как в продвинутых столицах. Многое у нас – как во вполне себе глухих провинциях, пытающихся просто имитировать то, что в столицах. фото: |