
В 1844 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали книгу сразу против всех своих актуальных в том году идейно-теоретических врагов. Это было первое парнокопытное (совместное) сочинение классиков политической экономии капитализма и теории его революционного ниспровержения пролетариатом. У книги было целых два названия - возможно, что каждый классик придумал по собственному названию, и они решили сохранить оба. «Святое семейство, или Критика критической критики» - так она называлось. Я позволю себе «сплагиатить» второе название. Хотя бы на правах человека, на протяжении всего этого года усиленно негодующего по поводу того, что человечество толком не празднует 150-летие выхода в свет первого тома «Капитала» Маркса, а в Иркутской области, несмотря на влияние здесь КПРФ и на губернатора-коммуниста, вообще все на этот юбилей чихают.
-
Речь пойдет о некоторых наблюдаемых особенностях иркутской политической критики или «критики по-иркутски». Хорошо известно, что быть иркутянином и быть скептиком это одно и то же (если ты не скептик, то ты, скорее всего, не иркутянин). Скепсис в Иркутске не принято держать в себе или изливать исключительно собственному изображению в зеркале. В Иркутске критикуют много, азартно и изобретательно. Критикуют и платно, и бесплатно. И по привычке, и по неожиданному велению души. В общем, критикуют, как угодно.
Иркутская критика, кстати, очень музыкальна по своей природе, в том смысле, что она практически никогда не несет какого-либо «политического конструктива», зато всегда передает эмоциональное состояние автора или исполнителя. Например, на прошлой неделе настроение у критиков было солнечное, то ли в знак протеста против того, что вместо мягкого «бабьего лета» природа нам подсунула черт знает что, то ли просто было светло на душе.
Сами посудите. 22 сентября на прямой линии с губернатором Иркутской области случился не сказать, что вселенский, но все-таки казус. Сергей Георгиевич Левченко сообщил о МУП «Водоканал» сведения, мягко говоря, не соответствующие действительности. Множить-повторять сказанное губернатором я не буду. Об этом можно прочитать в СМИ, в конце концов, сказанное губернатором публично опровергнуто самим «Водоканалом».
Критики действующего губернатора в такой ситуации могли нажать минимум на три клавиши. 1. Набатная клавиша. Граждане! Губернатор обманул своих избирателей! Доколе? 2. Тревожная клавиша. С губернатором не все в порядке, он оторвался от реальности, не владеет положением дел, неадекватен. 3. Снисходительная клавиша. Губернатора подставило некомпетентное окружение, подкинув ему ложные сведения.
Вы не поверите, но большинство критиков, видимо действительно будучи в радужном настроении, нажали третью (снисходительную) клавишу. Ну как не радоваться этому обстоятельству? Если из всех жестких вариантов выбран самый мягкий, значит, побеждает в нашей области добро и позитив.
Так вот об особенностях «критики по-иркутски». Риторическое взаимодействие критиков и критикуемых у нас осуществляется строго в двух ролевых позициях. Позиция критикуемых: «Заткнитесь! Не мешайте работать! Дайте доработать хоть один срок хоть одному губернатору!» Позиция критиков: «Вы что затыкаете нам рот? Вы покушаетесь на свободу слова? Вы что не понимаете, что отсутствие критики может дезориентировать власть, от чего она начнет чудить и косячить?»
Самое интересное, что у нас полно людей, которые побывали в обеих позициях. Более того, я сам, не будучи ни политиком, ни чиновником, ни журналистом, а будучи простым колумнистом-словоплётом, поиграл за каждую из команд. Ну а что? Это наша традиция, наш «стайл». Может, все это выглядит и примитивно, не по-взрослому. Но зато – по-нашему! Это наш иркутский политический рок-н-ролл. Нам его исполнять, нам под него и плясать.

Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?
|