
Не готов утверждать за весь российский фейсбук, да и за весь иркутский фейсбук тоже не поручусь, но ситуация в политизированном сегменте иркутского фейсбука в «модельном» смысле может представлять большой интерес для историка, политолога или социолога. Интерес скорее печальный, но вполне себе живой. Эта ситуация очень удобна для понимания той энергии, что запускает, а потом поддерживает механизм гражданских войн. Эта энергия более чем разнородна, в ней работают и политические взгляды, и моральные принципы, тут и чистые недоразумения, тут ошибки и глупость, тут и страх показаться слабым, тут и желание отомстить, тут обиды, зависть, просто иррациональное неприятие… всего, пожалуй, и не перечислить. Разумеется, в фейсбуке это все выглядит какими-то играми, но легко вообразить, чем могут закончиться такие игры, если в силу каких-то причин исчезнет блок или порог, удерживающий участников игр от прямого кровопролития.
Фейсбуку (и видимо лично Марку Цукербергу) активные пользователи должны быть благодарны за то, что они в каком-то смысле вернулись в детство, ибо поведение многих из них было бы более или менее нормальным, если бы им было годов в два-три раза меньше, чем есть. Честно скажу, что если бы я собственными глазами не наблюдал отдельные сетевые выходки отдельных личностей возраста 40+, 50+ и даже 60+, я никогда бы не поверил, что на такое способны люди в немолодом возрасте. Совершенно не исключаю, кстати, что кто-то нечто подобное может сказать и про меня.
Дело сейчас уже не в описании симптомов и не в установлении диагноза, дело в назначении какого-то лечения. И я бы предложил вариант лечения, который, в общем, будет диаметрально противоположен тому, что обычно предлагается.
Что предлагается обычно? Налаживать диалог. Цивилизованный диалог, как еще принято говорить. Мол, следует чаще встречаться и учиться слышать друг друга. Развивать гражданское общество, ибо гражданское общество это способность к сосуществованию (способность жить вместе) разных людей.
Ничего подобного! Это миф, что гражданское общество это способность разных людей жить вместе. Гражданское общество это способность разных людей жить раздельно. Ужас фейсбука в том и заключается, что в нем «слиплись» люди, сущностные различия между которыми таковы, что в реальной жизни они бы вообще едва ли пересеклись друг с другом. Уж точно не тусовались бы в одних и тех же компаниях. В крайнем случае, вежливо здоровались бы друг с другом «по работе», не обсуждая ничего, кроме сугубо рабочих вопросов. И все. И так было бы правильно. Потому что это люди – слишком разные. Разные не в политических предпочтениях (это, продолжаю я верить, не так уж и важно), но совершенно разные в ценностях, в стилях, в мировоззрениях, в истолкованиях самих основ человеческого бытия.
И это все изменить невозможно. Но можно разделить. Да-да, то, что невозможно изменить, следует разделить.
Вас убеждают, что нужен диалог? Заблуждаются. Вообще не нужно никаких диалогов, никаких дискуссий. Нужно воспитание или самовоспитание радикального безразличия друг к другу. Только этим безразличием и можно исцелиться. Следует избегать участия в дискуссиях людей с якобы разными точками зрения. Следует без особой рефлексии забанивать в фейсбуке всех, кто хоть чуточку другой в принципиальных для вас вещах: например, по-другому оценивает ложь или подлость, совершенную в праведных целях политической целесообразности, или что-нибудь в таком роде, в зависимости от того, что для вас действительно важно в жизни. Надо сделать все, чтобы не видеть друг друга и знать друг про друга по минимуму.
Взаимное безразличие – вот, что еще может всех спасти.

- «Голубка Пикассо» («Голубь мира»), худ. Пабло Пикассо.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
|