
Мне многократно приходилось высказываться по поводу патриотизма - сейчас это довольно взрывоопасная тема – как по поводу патриотизма, распахивающего объятья большой Родине, так и по поводу патриотизма, лялькающего на ручках-коленках родину малую. Формула, которой я рекомендую пользоваться в делах патриотических – любовь плюс ирония. Любовь спасает от фрустрирующего самоуничижения, ирония от фальшивого и нередко комичного пафоса.

И в этом смысле образ жулика и жульничество, как образ действия, вполне могут составить основу разумного, сдержанного, то есть спасающего как от пафоса, так и от фрустрации, иркутского патриотизма.
Мы часто задаемся вопросом о том, что есть пресловутая «иркутскость», что такое иркутский характер, как можно было бы определить типичного иркутянина? Ответ «жулик и жульничество» является универсальным ответом на все вопросы такого рода. Считается, что жуликоватость это черта южных городов, Юга как такового. Любой иркутянин подтвердит, что насквозь холодный и до корней сибирский Иркутск в плане жульничества даст фору любому южному городу. Иркутск это Сочи и Ростов Сибири вместе взятые.
Помню, философствующий знакомец из моей юности, обчитавшийся Гегеля, на каком-то тусиче порадовал коллег по застолью четверостишием:
«Бог, как известно, создал Сочи,
Черт в ответ создал Могочи.
Ну а абсолютный дух
Сотворил для всех Иркух».
Подвыпивший гегельянец жаловался заплетающимся языком, что не смог подыскать нормальной рифмы для Иркутска. Времена были доинтернетные, сейчас римфы для любого слова можно позаимствовать со специальных «сайтов рифм». Знаете, какие рифмы там предлагаются для Иркутска? Цитирую-перечисляю: лизоблюдств, бутс, словоблудств, беспутств, паскудств, куц… Нормальные рифмы для города-жулика, я считаю.
В Иркутске очень любят всячески подчеркивать непролетарскую, неиндустриальную природу города. Произносят с подобающей важностью: «Иркутск – город купеческий», «Иркутск – город мещанский»… Это примерно то самое, что я имею в виду, когда говорю о жульничестве. Лучший писатель современной России Алексей Иванов на скайп-линии с иркутянами, собравшимися в Молчановке, отвечая на мой вопрос о различиях уральских и сибирских «жизненно-стилевых ценностей», прямо сказал, что Урал это труд, а Сибирь это предприимчивость. Косвенно подтвердил, что свои идентичности и предметы гордости мы, иркутяне, должны разыскивать в направлении жульничества.
Немного личного опыта. Все многообразие встреченных мною на жизненном пути иркутских жуликов я пересказывать не буду, но отмечу, например, следующее. Когда я говорю об одном представителе иркутской элиты: «Самый обаятельный жулик Иркутской области», – все собеседники-политологи сразу понимают, о ком речь. Когда я произношу: «Самый колоритный жулик Иркутской области», – все тут же узнают подразумеваемого. Когда в одной из профессиональных сред, в которой мне приходится вращаться, я говорю, что такого количества Хлестаковых и хлестаковства как в иркутском сегменте этой среды я не встречал ни в одном другом городе, все «профессионалы» сразу соглашаются.
Так будем же гордиться нашими жуликами, иркутяне! Они, правда, замечательные. Ну и как положено в Иркутске – городе, который помешан на теме памятников больше, чем все города мира – будем ждать и требовать, чтобы когда-нибудь в нашем городе появился памятник иркутскому жулику. В каком-нибудь символическом центре иркутской Вселенной. В качестве смыслообразующего основания оной.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
Тезисы про инфантильность российского населения со стороны многих оппозиционных публицистов давно уже стали общим местом.
Для моей семьи после рождения четвертого ребенка стал актуален вопрос покупки нового автомобиля, потому что в старый пятиместный мы просто перестали помещаться.
Разобраться в действиях президента США — та еще задачка. Иногда кажется, что он специально пытается запутать всех своими тарифами и экономическими решениями, иногда — что решил поссориться со всем миром. И вообще не покидает ощущение какого-то глобального балагана.
Совершенно понятно, что каким бы ни был итог наметившегося взаимодействия с США, он будет лишь промежуточным. Текущий конфликт себя не исчерпает, уверены авторы Telegram-канала «Юрий Долгорукий»
|