
Давненько я не писал простых «просветительских» колонок, цель которых – рассказать иркутянам о каких-нибудь малозначительных деталях иркутской истории или нынешнего иркутского бытия. Устал я чего-то от местной политики, напишу сегодня такую вот непритязательную колонку.

Есть в Иркутске улица Лыткина. Ну, улица, да улица. Каких только улиц в Иркутске не бывает. Расположена, правда, эта улица так, что общественным транспортом до нее прямолинейно не добраться. Только криволинейно. Я вот вчера рано утром добирался – ЕГЭ по обществознанию там проверял. Из памяти выпало, что у нас по воскресеньям трамваи не ходят из-за ремонта старого моста. Когда через полчаса ожидания подозрительное отсутствие трамваев и не менее подозрительное отсутствие на остановке граждан, ожидающих трамвая, наконец-то вызвало в памяти воспоминание о воскресных ремонтах моста, я проклял все на свете и улицу Лыткина в первую очередь, ибо без трамвая пришлось добираться до нее по двойной криволинейности.
В нулевые существовал городской мем – «Сантехника на Лыткина». По-моему каждый второй иркутянин, поменявший во времена раннепутинского процветания советский унитаз на унитаз путинского процветания, приобрел его именно на Лыткина. Я с 2006-го года на этой улице ЕГЭ проверяю, о чем помянул выше.
Как это водится у иркутян, мало кто из них когда-либо интересовался биографией этого самого Лыткина. Федора Матвеевича. А зря. Биография у него вроде бы вполне рядовая для провинциальной революционно-демократической интеллигенции рубежа веков, но есть в ней одна примечательная деталь. Лыткин – революционер. С кем тогда такое не случалось? Поэт опять же.
Стихи сочинял плохие, но в духе тогдашнего навальничества.
«Вы губите меня, вы зажимаете мне рот. Слепцы!
Кричу не я, кричит народ!
Меня задушите, а как Россию?
Всю спрячете в застенки вековые?
Иль в кровь расхлещете нагайкой и кнутом?»
Лыткин сначала строил советскую власть, потом скрывался в тайге от антисоветской власти. Колчаковские казаки его расстреляли. Тоже дело житейское в те непростые времена. Большинство из нас тогда бы тоже либо расстреливали кого-нибудь, либо сами оказались расстрелянными. Расстрельщиков Лыткина, кстати, потом отловили, судили судом восстановленной советской власти и тоже расстреляли.
Но самое интересное в судьбе Федора Метвеевича не это. Папа у него был… курд. Самый, что ни на есть настоящий курдский курд. Еще и езид, при этом. Езидизм исповедовал – это сложная вариация зароастрийской древнеперсидской религия, за которой сам «Так говорил Заратустра» стоял. С элементами огнепоклонничества. В России езиды в основном известны Дедом Хасаном – криминальным авторитетом, расстрелянном недругами в 2013 году. И настоящее имя расстрелянного большевика-поэта было – Полат-бек Ферик Фетько. Ничего себе так имечко!
В общем, ресторан турецкой кухни (а не имеющаяся там «Пекинская утка») на улице Лыткина смотрелся бы очень постмодернистично. Ну, или монумент Заратустры какой-нибудь. А мы на ней унитазами торгуем и ЕГЭ проверяем.
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|