
Федор Савельевич Хитрук, знаменитый советский мультипликатор (это который «Бонифаций» и «Винни-Пух») так вспоминал о своем пионерском детстве в 1920-е: «Нынешняя молодежь иронизирует по поводу пионерских отрядов, если вообще что-нибудь слышала о них. А я, как и многие люди моего поколения, вспоминаю о них с ностальгией. Мне нравилось ходить на сборы, в походах распевать у костров <...> песни про «Картошку-тошку-тошку», собирать пожертвования в пользу загадочного МОПРа и участвовать в манифестациях, смысл которых был мне мало понятен».

Читатель-иркутянин сразу зацепится взглядом за «загадочный МОПР». Потому что в Иркутске есть переулок МОПРа, пусть и на задворках главной улицы Иркутска, зато в самом центре города.
Столкнулся и задумался когда-то о некой «магии городских имён». Столкнулся с тем, что современные студенты (речь не о студентах-историках, хотя и среди таких тоже встречаются...) ничего не знают про Парижскую коммуну. Совсем ничего. Открыл это после того, как сказал в лекции после 18 марта 2014 года, что 18 марта теперь это «Крымнаш», а вот для старших поколений это День Парижской коммуны. Тут-то и выяснилось, что не все в курсе, о чем речь. Спросил студентов, а как вы объясняете себе, когда оказываетесь рядом с парком имени Парижской коммуны, почему он именно так называется? Студенты признались, что никак. Вопросов таких не возникает.
Действительно, у всякого «городского названия» есть какая-то магия, которая отключает интерес к смыслу и происхождению этого названия. Так ли часто люди задаются вопросом, кто тот человек, именем которого названа та или иная улица? Совсем нечасто. Названо и названо. Есть в «названиях» самодовлеющая, на себе основанная сила. «Имя» отсылает только к конкретной улице (или переулку), а не к чему-то или кому-то в какой-то там истории или культуре. Тогда-то и вспомнил, как меня поразила одна вполне интеллигентная дама, тридцать лет своей жизни прожившая в переулке МОПРа и ни разу не задавшаяся вопросом, что такое МОПР. Рассказал студентам о ней. И тут же в аудитории нашлась девушка, которая… всю жизни живет «на МОПРа» и понятия не имеет, что это такое. И интереса вот просто никогда не возникало.
А меж тем иркутский переулок МОПРа это интересный сюжет. В Иркутске были когда-то улица Коминтерна и площадь III Интернационала. Коминтерн (он же – III Интернационал) был создан Лениным и большевиками в 1919 году, организация была призвана курировать международное революционное движение, иначе – иностранные коммунистические партии, присягнувшие на евангелии революционного марксизма, избежавшие соблазна социал-демократии, «буржуазного реформизма». Коминтерн был ликвидирован Сталиным в 1943 году, дабы не напрягать какой-никакой, но «подрывной деятельностью» капиталистических союзников по антигитлеровской коалиции. От которых ждали «второго фронта», а не третьего Интернационала. Площадь III Интернационала в Иркутске сменила имя на Кирова еще в 1935 году, а вот улицу Коминтерна в Иркутске только в 1961 году переименовали в Байкальскую.
- МОПР – международная организация помощи революционерам (изначально – международная организация помощи борцам революции) – была создана в 1922 году решением 4-го Конгресса Коминтерна. Ее называли коммунистическим «Красным Крестом». Она представляла собой образец особой революционной благотворительности. Именно для нее собирал пожертвования советских граждан будущий мультипликатор Хитрук. Раз уж упомянул Парижскую коммуну, замечу, что на следующий год своего существования – 18 марта 1923 года – МОПР объявил День Парижской Коммуны своим праздником. МОПР почил в бозе вместе с Коминтерном, в 1947 году. А вот переулок МОПРа в Иркутске выжил. И сохранился до нашего времени. Пережил в иркутских топонимах Коминтерн надолго, не исключаю, что навсегда.
У Хитрука сказано о «загадочном МОПРе». В Иркутске можно говорить о «загадочном переулке МОПРа», раз уж мало кто из иркутян способен ответить на вопрос, что это за зверь такой – МОПР?
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|