
Вот честно (и совершенно логично) собирался написать этот текст 22 июня – в День памяти и скорби. В моем детстве этот день так не назывался. Указ об учреждении Дня памяти и скорби был подписан Борисом Ельциным 8 июня 1996 года. Не исключаю, что данное решение было подсказано политтехнологами, ибо в стране к этому времени развернулась в полный рост президентская выборная кампания, шансы на победу в которой у Ельцина не были абсолютными. В моем детстве это был просто «день начала войны». Кто-нибудь обязательно запевал:
«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война…».
У этой песни был автор - поэт Борис Ковынев, пелась она на мотив «Синего платочка», от того народ был уверен, что слова у песни народные. Расскажу о факте, который многих, наверное, покоробит. Сакрализация Великой Отечественной шла на убыль в позднем СССР, отчасти это было, своего рода, отталкивающей реакцией на закручивание официальной сакрализации. Поэтому у этой песни были и альтернативные варианты текста, которые очень любили школьники и вспоминать которые во времена нынешнего «ужесточения патриотизма» не очень комфортно.
Так вот этот текст я собирался написать 22 июня, но как-то выпал замысел из головы. Поэтому наверстаю сейчас.
-
Есть в истории славного города Иркутска один эпизод, который давно не дает мне покоя и который возможно нуждается в некоторых квази-конспирологических интерпретациях.
Итак, 22 июня 1941 года – не в четыре часа утра, как принято считать, а примерно на час раньше – вооруженные силы нацистской Германии и ее союзников начинают военные действия против СССР. Иркутяне узнают о начале войны во второй половине дня. В 16.00 по иркутскому времени звучит выступление по радио В.М. Молотова.
Вечером того же в драматическом театре Иркутске премьера. Подчеркиваю, что именно премьера. Премьера постановки пьесы советско-белорусского автора Кондрата Крапивы (режиссер Г.А. Боганов, художник В.Н. Лебедев). Пьеса называлась – «Кто смеется последним». Белорусское написание название этой пьесы – заголовок этой колонки.
Не имеет смысла пересказывать сам сюжет пьесы. Это какая-то «авантюрная комедия положений» в интерьерах научно-исследовательского института. Кстати, по этой пьесе был поставлен кинофильм, я, правда, его не видел. Не в сюжете дело, а в удивительном попадании названия пьесы в событие.
Ведь в тот день, посещая премьеру, театральные иркутяне наверняка что-то говорили-думали об этом попадании-предзнаменовании. Собираясь в театре, в антракте, после спектакля – да и, наверное, тихонько во время спектакля – они говорили о начавшейся войне. И кто-то связывал происходящее с названием пьесы, точнее, с поговоркой, которой принято поддерживать проигрывающих, и которую часто произносят для сдерживания злорадствующих или вразумления заочно уверенных в своем торжестве.
Как оно и получилось в этой войне – заранее торжествующие проиграли.
Такое вот удивительное совпадение театральной премьеры и великой войны случилось в загадочном и мистическом городе И. семьдесят шесть лет тому назад.

Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?
|