
Всех с праздником! Для тех, кто поддерживает «сами знаете что», День Победы, наверное, никогда не был исполнен такого актуального смысла, как сегодня. Для тех, кто против, он никогда не был обесценен настолько, как в этом году. Тем не менее, с праздником поздравляю и тех, и других.

В великом расколе я по мере сил стараюсь не участвовать, поэтому просто поделюсь обрывками воспоминаний о юбилейных празднованиях 9 мая в Иркутске. Это воспоминания о временах, в которые, наверное, в принципе невозможно было представить тот контекст, в котором Великая Победа празднуется сегодня.
С 9 мая связано моё самое первое отчётливое, точно не наведенное, воспоминание в жизни. 9 мая 1975 года. Тридцатилетие Победы. В Иркутске салют. Это редкость и настоящее событие для провинциального Иркутска, салюты тогда у нас, как я понимаю, происходили только на круглые юбилейные даты. Об этом салюте потом еще долго будут вспоминать. Мне четыре года (исполнилось три недели назад). Улица Курчатова, на пустыре-пригорке (теперь там всё застроено домами) собрались жители тогдашней «Курчатовки». Оттуда прекрасно виден салют над Ангарой. Каждый залп с взлетающими охапками звёзд люди встречают громовым «ура».
9 мая 1985 года. Сорокалетие Победы. Кстати, тогда тоже был салют над Ангарой. Приятель моей юности рассказывал, что они решили с друзьями (им лет 15-17 тогда) в тот день спеть песню «День Победы» сорок раз. Такая вот их блажь настигла. Несколько часов они ходили по улицам, по берегу Ангары, горланя самую известную песню про Победу. В конце они уже не пели её, а просто хрипели. А те в компании, кто не знал эту песню дальше общеизвестного первого куплета, выучили её до конца.
10 мая 1995 года. Я не ошибся – десятое мая, а не девятое. Перед этим было всенародное празднование. Тоже был салют. И огромные толпы приветствовали его на бульваре Гагарина. Это девяностые. Водка и пиво продаются на каждом углу (причем, на каждом углу по несколько ларьков – точек продажи алкоголя). В стране не только расцвет наркомании, но и всеобщая алкоголизация. Состояние праздничной толпы и то, что после нее осталось на бульваре Гагарина, легко себе вообразить. Утром десятого мая я иду по бульвару, он весь покрыт посталкогольным мусором – бутылки, пакеты из-под чипсов, окурки, всё на свете. Таким загаженным я не видел бульвар Гагарина ни до, ни после, а я живу рядом с ним большую часть сознательной жизни. Навстречу мне бредет ветеран с наградами. Глядя на всю эту картину, он кричит как заведенный: «Стрелять молодёжь! Всю молодежь стрелять!» Забавно думать, что той загадившей бульвар молодежи, что выжила в девяностых, сейчас около почтенных пятидесяти.
9 мая 2005 года. Шестидесятилетие Победы. Золотой век Живых Журналов. Начинающие оппозиционеры из ЖЖузеров открывают для себя, что Великая Война и Великая Победа берутся на вооружение путинским режимом, который они только-только начинают ненавидеть. В ЖЖ кипят страсти вокруг «второй волны ревизионизма» (второй после перестроечной волны). К уже отработанной теме того, что Победа добыта слишком большим количеством неоправданных жертв, добавляется достаточно новая тема «миллиона изнасилованных солдатами Красной Армии немок». Поздно ночью (после 9 мая) я просыпаюсь от того, что прямо под моими окнами – я жил тогда на первом этаже – происходит спор неизвестных мне разгоряченных людей на тему «изнасилованных немок». Действительно ли солдаты-герои вели себя в побежденной стране как гунны или это все происки враждебного Запада, всегда очернявшего нашу страну?
Ничего, кстати, не напоминает? Только сейчас «орки» вместо «гуннов».
9 мая 2015 года. Ну тут напоминать нечего. Это было недавно. Все наверняка помнят. «Бессмертный полк», «крымский консенсус»…
Сегодняшний день Победы – не юбилейный. Вспоминая все круглые юбилеи, которые я видел в Иркутске, не могу не думать, каким же будет следующий – в 2025 году? Честно скажу: не обнаруживаю в себе уверенных прогнозных представлений о том, каким будет следующее юбилейное 9 мая. Разные варианты крутятся в сознании. Еще раз всех с праздником!
Нынешний мировой конфликт пролегает не по национальным границам, хотя внешне все выглядит именно так. Но на самом деле это столкновение двух диаметральных проектов будущего — глобального «по Швабу» и MAGA в любой его интерпретации.
С каждым днем крепнет ощущение, что business-friendly Дональд Трамп при сохранении своих нынешних подходов может принести экономике США результат прямо противоположный обещанному в ходе предвыборной кампании.
После письма Зеленского Трампу и выступления президента США в Конгрессе мощный приток конспирологии в соцсетях сошел на нет. Хотя напряженность сохранилась, стремление сторон к продолжению переговоров очевидно.
Причина нежелания существенной части соотечественников ясно и четко осознать окружающую реальность не в том, что «народ» изначально не тот и его когнитивные функции имеют какой-то врожденный дефект.
В жизни иногда такое бывает: перемещался человек с места на место, искал лучшей доли — в учебе, работе, карьере, — а в определенном возрасте решил свой опыт обобщить, итоги подвести. Ну, например, чтобы с внуками поделиться, оградить их от повторения своих ошибок. И вот с высоты прожитых лет он говорит о том, что зря оставил родной городок — мол, надо было там учиться, реализовываться, а меня зачем-то в столицы потянуло.
|