
В минувший уикенд довелось мне посетить премьерный спектакль «Гамлет» в постановке театра, который именуется в Иркутске «театром Гречмана» и имеет репутацию самого профессионального театра из всех любительских театров в мире.
Об этой постановке знаменитой трагедии Уильяма Шекспира (и как я только удержался от того, чтобы не вставить между его именем и фамилией слово «нашего»?), неформально именуемой среди злоязыких поклонников «Девять трупов, не считая бедного Йорика», я не могу сказать ничего, кроме хорошего и удивительного.
Из хорошего. Малобюджетность любой постановки ориентирует режиссера либо на копирование уже имевших место быть каких-нибудь «великих» постановок, либо на проявление настоящей самостоятельности и изобретательности в режиссуре. Новый иркутский «Гамлет» это как раз второе, поэтому настоятельно рекомендую иркутянам посетить эту постановку.
Из удивительного. Роль Клавдия в спектакле играет министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Владимирович Барышников и он – один из лучших актеров в этой постановке. Могу только догадываться, чего ему это стоит. Сами вообразите: после неизбежной ежедневной чиновничьей галиматьи ехать на репетиции, которых должно быть несколько десятков, чтобы спектакль получился! Кто бы так смог? Барышников может.
Я написал о нем в фейсбуке: «Завидуйте, другие регионы! Вам не видать таких министров культуры». И даже получил приятные комментарии вроде: «Уже завидую. От имени (но без поручения) Саратовской области».
Шекспир на то и гений, что может быть подвергнут бесконечному количеству «прочтений». Я, например, как человек умеренно политизированный, обнаружил в тексте «Гамлета» готовый слоган для избирательной кампании Путина в 2018 году (да и вообще для множества избирательных кампаний в России): «Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться».
Желающие обязательно разглядеть в любой театральной постановке какую-нибудь фигу, указывающую из дырявого кармана в сторону нынешнего авторитаризма в России, могут порефлексировать над тем фактом, что главный злодей и узурпатор Клавдий (тот самый, которого играет министр культуры) умирает у Шекспира, но остается жив у Гречмана. Более того, провозглашает над горой трупов что-то вроде «Я к этому отношения не имею». И это последние слова в постановке.
Признаюсь, что, отвосхищавшись постановкой, я продолжил политическое фантазирование. Мне пришла в голову идея уникальной постановки «Гамлета», в которой ключевые роли могли бы исполнить… самые видные представители т.н. элиты Иркутского региона.
Итак, представим. Гамлет. Безусловно, претендент на эту роль только один – губернатор Сергей Ерощенко. Розенкранц и Гильденстерн – любые из заместителей губернатора, нынешних или бывших. Королева Гертруда – претендентка тут тоже только одна и это спикер Законодательного Собрания Людмила Михайловна Берлина. Нет вопросов и по Офелии – только хардкор, только Нина Александровна Чекотова. Далее, Лаэрт – А.С. Битаров. Тень отца Гамлета – разумеется, Борис Александрович Говорин. Можно без грима. Клавдий – Виктор Кузьмич Круглов. Тоже без грима. Актеры театра, которые выступают у Шекспира перед королевским двором – мэр Кондрашов и ключевые работники мэрии. Полоний? Не знаю. Место исполнителя вакантно. Подсказывайте.
А теперь советую взять текст Шекспира и перечитать его от начала до конца, представляя себе «в ролях» названных исполнителей. Читать будете, не отрываясь – гарантирую!
Эх, если бы наша элита взяла пример с нашего министра культуры и не забоялась бы поучаствовать в такой постановке! Это была бы лучшая постановка «Гамлета» в мировой истории театрального искусства.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
В современном мире, где продолжительность жизни неуклонно растет, а медицина совершает чудеса, все острее встает вопрос о качестве последних этапов человеческого бытия.
|