
13 мая в Иркутске на первом форуме «Клуба публичной политики» выступит Наталья Зубаревич. Наталью Васильевну так часто (и совершенно справедливо) представляют «крупнейшим в России специалистом по российским регионам», что я, пожалуй, представлю её как одного из самых умных людей в современной России. Суждение такое, конечно, выглядит субъективным, но уж поверьте, не один я так считаю. Попутно замечу, что Наталья Зубаревич может служить примером для всех регулярных борцов с действующей властью, ибо она уже много лет демонстрирует, как следует «критиковать режим» - без эмоциональных выпадов и припадков, с аргументами на руках, спокойно и с иронией без перегибов.
-
Визит Зубаревич в наши края – кстати, далеко не первый – отличный повод для небольшого комментария, касающегося наших краев, который я хотел бы оставить, что называется, на полях её знаменитой концепции «четырех Россий».
У большинства стран в мире этакая «матрёшечная» природа. Извилисто выражаясь, можно сказать и так: почти каждая страна внутри самой себя представлена несколькими странами, каждая из которых тоже есть эта самая страна. Внутри США, которым мы уже несколько лет оказываем в мировой политике героическое сопротивление, есть несколько Америк. Америка Канзаса или Техаса – не та же самая, что Америка Новой Англии или Калифорнии. Но все это - США. Более того, живущие в Голландии сообщают, что внутри маленькой Голландии тоже можно обнаружить несколько Голландий.
Чего уж говорить о России. Зубаревич насчитала четыре России. Первая – Россия мегаполисов и приближающихся к ним крупных городов, Россия глобализированная, модернизированная и даже постмодернизированная. Вторая – Россия индустриальных городов, это Россия, которая родом из советской экономики, с производствами, которые доказали свою конкурентоспособность в рыночные девяностые и ныне, во времена государственно-монополистического капитализма, создают прибавочную стоимость для крупнейших корпораций, отчисления в государственный бюджет и самый верный Путину электорат. Третья – Россия малых депрессивных городов и сельских территорий. Четвертая – Россия национальных республик. Иначе говоря: Россия «Москвопитера», Россия «Уралвагонзавода», Россия Пикалево и Кондопоги и Россия Рамзана Кадырова. На всякий случай, замечу, что последнее высказывание не является прямой цитатой из Зубаревич, это я так студентам для наглядности объясняю эту концепцию.
Так вот хочу обратить внимание на то, что есть в Российской Федерации минимум один регион, в котором представлены все четыре России. Черезполосно. Более чем наглядно. И этот регион – Иркутская область. «Мегаполисная Россия» у нас представлена Иркутском. Индустриальная Россия это Братск, Шелехов, Ангарск и т.п. Если хотите побывать в «маленькой России», архаичной и депрессивной, пожалуйста, прокатитесь до Зимы или Тулуна, это всего несколько часов от Иркутска. Четвертую Россию у нас представляет территория с особым статусом в составе области - Усть-Ордынский Бурятский округ.
Хочу зафиксировать эту замечательную черту нашего региона – в Иркутской области можно побывать во всех Россиях, не пересекая административных границ Иркутской области. Повезло!

Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?
|