МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед, Rosbalt.ru
2025-08-19-10-16-30
Миграционная проблема в России — одна из самых острых, и после СВО внимание общества неизбежно сместится именно на нее.

Вслед за "Платоном": Россию ждут новые посредники по выколачиванию средств

Автор: Беседовал Петр Трунков, Rosbalt.ru   
07.12.2015 11:22

Минтранс отчитался, что за две недели работы система "Платон", против которой протестуют дальнобойщики всей страны, собрала 800 млн рублей в бюджет РФ. Водители большегрузов не понимают, почему они в очередной раз вынуждены платить, причем не напрямую в казну, а через компанию "РТ-инвест транспортные системы". Профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев рассказал, появятся ли в следующем году другие посреднические организации, которые собирают деньги и отдают их государству.

— Как только государство запустило "Платон", начались перебои в его работе. Все тут же вспомнили, что компания "РТ-инвест транспортные системы", половина которой принадлежит Ростеху, а другая — бизнесмену Игорю Ротенбергу, получила право собирать деньги с дальнобойщиков без конкурса из-за соображений национальной безопасности. Может быть, европейские компании справились бы лучше с этой работой?

— Когда объявляется закупка у единственного поставщика, у нас не должно возникать вопроса, могла ли другая компания предоставить соответствующие услуги. Есть ощущение, что функции "Платона" не очень связаны с национальной безопасностью. Были ли другие соображения, кроме вопросов национальной безопасности, я сказать не могу. Нужно значительно больше информации, чтобы судить, насколько правильно определен поставщик. У нас этой информации нет. К тому же в других странах подобные системы уже работают. Почему бы им не принять участие в конкурсе? Но напряженность возникла бы в любом случае, вне зависимости от того, кто стал бы оператором. Дальнобойщики — это мелкие предприниматели, которые зарабатывают на хлеб машиной. Их возмущает и двигает на акции экономический аспект: из-за "Платона" они вынуждены платить значительно больше.

— При этом власть не замечает протестов: в послании Федеральному собранию Владимир Путин ни слова не сказал о дальнобойщиках.

— Это симптоматично. Все стараются увести протест в песок, чтобы люди удовлетворились уже озвученными компромиссными решениями. Сейчас для властей принципиально не идти на мораторий: они не хотят создать прецедент. Чтобы не казалось, что протестами можно добиться своих условий. Поэтому были и компромиссные решения, будет и административная активность, чтобы не пускать машины туда, куда они хотят доехать. К тому же каждый дальнобойщик стоит перед дилеммой — он видит, что власть не отступает, а жить уже не на что. Только чтобы добраться до Москвы, нужно потратить тысячи и тысячи рублей на бензин и еду. Не думаю, что есть какая-то структура, которая оплачивает протест. В это время кто-то продолжает перевозки и завоевывает их рынок. Есть риск вернуться и увидеть, что их работу делают другие. Дальнобойщики просто вынуждены будут свернуть активную деятельность.

— То есть протесты ни на что не повлияли?

— Я так не думаю. Естественно, без протеста никто не снижал бы плату за километр пройденного пути. То же самое и с капитальным ремонтом: сейчас никто не вносил бы поправки в законодательство, чтобы сделать послабления. Проблема в том, что учет интересов происходит только после того, как принято решение.

— Вас не смутило, что 10,6 млрд собранных денег уйдет на работу "РТ-инвест", а на ремонт дорог потратят 40 млрд рублей? Дальнобойщики считают, что система заработает сотни млрд рублей. Правда, подсчеты сильно отличаются друг от друга: одни говорят о 400 млрд рублей, другие — о 800 млрд рублей.

— Тут снова не хватает информации. Мы даже не знаем количества грузовиков, которые подпадают под действие этой системы. Я встречал цифры от 1 млн до 1,7 млн. Думаю, истина где-то посередине: 800 млрд, о которых говорят некоторые дальнобойщики, — это все-таки слишком запредельно. В любом случае Росавтодор должен занять более конструктивную позицию. Неправильно говорить: все решения приняты, не бузите. Также недостаточно сообщить: из-за "Платона" инфляция составит 0,1%. Хорошо, тогда покажите, как такая цифра получилась, чтобы специалисты оценили, корректны эти расчеты или нет. Лично я в эти данные не верю.

— Вы поняли, зачем вообще нужен дополнительный оператор, который выступает посредником между людьми и государством: и так есть транспортный налог, акцизы на топливо. Если что-то хочется повысить, почему бы не повысить их?

— У нас постоянно даются обязательства, например, не допустить повышения налогов до 2018 года. Поэтому, вводя что-то новое, правительство придает этому форму, отличную от налога. Вот и получается: люди спрашивают, почему налоги повысились. В ответ говорят: это всего лишь сбор. Такая хорошая мина при плохой игре, которая не отменяет дополнительных расходов. Они-то продолжают увеличиваться.

— В России немало других компаний, которые зарабатывают за счет посредничества, например, осуществляя работу ЕГАИС или фонда капремонта.

— Бизнес-структуры, которые лоббируют это дело, понимают, что это хорошая ниша: тут можно заработать. Но бизнес не виноват: конечно, он пытается продавить, пролоббировать, но на то и существует государство, которое должно фильтровать желания. В тех случаях, когда без посредников не обойтись, нужно принимать решения, хорошо изучив зарубежный опыт. Так, чтобы новые сборы не вызвали отторжения. Весь спрос с государства.

— Вы видите засилье таких посреднических структур?

— Я бы не говорил о засилье, я бы говорил о проблеме, раз в ответ у людей есть недовольство. Важна тенденция: "Платон", фонд капремонта возникли буквально за год, значит, есть опасение, что в следующем году появится не две, а пять таких структур. Я не верю, что в следующем году будет рост ВВП на 0,7%, о чем докладывает правительство. Будет падение. А когда состояние в экономике ухудшается, желающих попосредничать становится значительно больше.

Rosbalt.ru

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-07-25-10-32-35
Конфликт между Таиландом и Камбоджей — это не просто спор о границе.
2025-08-01-10-38-30
Как пишут специалисты в области гражданское авиации, единовременные потери «Аэрофлота» после недавней хакерской атаки составили 250 млн рублей. Это то, что есть уже сегодня, то есть отмененные рейсы, пропавшие у пассажиров билеты и так далее. Всего же хакеры, которые в цифровом контуре национального авиаперевозчика сидели около полугода, нанесли ущерб порядка миллиарда рублей.
2025-07-29-10-00-25
Американский Vogue — эталон стиля и законодатель мод — оказался в центре тихого, но очень знакового скандала. Причиной стал рекламный макет в августовском номере журнала, на котором красовалась модель, сгенерированная нейросетью.
2025-07-25-01-27-54
Поддерживать архаику среди покоренных народов более выгодно, чем прививать им ценности цивилизованного общества.
2025-07-28-01-19-50
А нет ли случайно у кого инициативы насчет того, чтобы штрафовать депутатов Госдумы за дискредитацию самой Госдумы?

 

Новости вертикали власти

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-08-19-10-19-28
Остужать внутренний рынок будут продлением запрета на экспорт топлива из России.
2025-08-19-10-16-30
Миграционная проблема в России — одна из самых острых, и после СВО внимание общества неизбежно сместится именно на нее.
2025-08-19-01-51-13
Российское общество ведет себя по-детски.
2025-08-19-01-47-00
«Частичное ограничение» звонков в мессенджерах вписывается в концептуальный подход государства к интернету, который существует уже давно и рассчитан на долгосрочную перспективу.
2025-08-18-10-48-02
Саммит Россия-США на Аляске стал историческим.
2025-08-18-10-43-12
В РФ с 1 сентября изменят правила посадки на поезда дальнего следования.
2025-08-18-02-01-49
Выяснилось: после приема пищи очень вредно сразу ложиться спать.
-1-
Уже на днях в России будут по-другому проводить процесс изъятия бесхозных земель. Как сообщает Телеинформ со ссылкой на зампреда комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Колунова, с 1 сентября вступят в силу новые правила.