Власть объявила заведомо проигрышную войну ценникам |
Автор: Сергей Шелин, rosbalt.ru |
14.12.2020 10:39 |
Борьба с ростом цен на продукты — очередная нелепая кампания, вызванная интригами в верхах.
По теме:
Принесет ли выгоду нашим гражданам провозглашенная президентом и спешно развернутая премьером битва за дешевизну еды? Представьте, принесет. Но маленькую и ненадолго. Уже через несколько месяцев рядовой россиянин должен будет платить за продукты питания не меньше, а больше, чем тратил бы без этой начальственной заботы. Однако начнем с другого. Существует ли сама проблема ускоренного дорожания еды? Да, существует. Исследовательский холдинг «Ромир», изучающий фактические траты россиян на покупки, сообщает, что цены на продукты повседневного спроса сейчас на 14% выше, чем год назад. А Росстат, методики которого нацелены на резкое занижение инфляции, утверждает, что индекс цен на продукты питания (нынешний ноябрь к прошлогоднему) вырос на 5,8%. Даже в оптике казенной статистики еда дорожает явно быстрее, чем непродовольственные товары (4,5%). Притом локомотивами роста цен на продовольствие выступают, по Росстату, овощи и фрукты, которые, по его расчетам, подорожали на 12,4%, в то время как все прочие продукты питания — суммарно на 5%. Запомним этот факт. А пока обратим внимание на то, что замеры фонда «Общественное мнение» показывают в декабре, во-первых, наивысшие в этом году инфляционные опасения (52% опрошенных ожидают ускорения роста цен в ближайший месяц), а во-вторых, фиксируют снижение рейтингов Владимира Путина, «Единой России» и правительства в целом. Но не лично Михаила Мишустина. Его индикаторы остаются прежними. Запомним и это. Теперь об авральных мерах, предпринятых сейчас правительством. Путин публично возмутился дороговизной для народа подсолнечного масла, сахарного песка и хлеба. По пунктам следуя за вождем, кабинет резко повысил вывозную пошлину на семена подсолнечника, начал подготовку к восстановлению пошлины на экспорт пшеницы и введет что-то, напоминающее твердые цены на сахар и подсолнечное масло. «Мы же с вами знаем, что нужно делать в этих случаях», — подсказал Путин. И в самом деле знают. Потому что за последние годы несколько раз уже экспериментировали с запретами на экспорт, фиксированными ценами и прочими рецептами в советском вкусе. Каждый раз получалось плохо. Производители и торговые сети начинали уклоняться от поставок и продаж продуктов по невыгодным для себя ценам. Опекаемые начальством разновидности еды становились дефицитными. Чем дольше власти настаивали на своих запретах и предписаниях, тем хуже шли дела. Потом запреты, наконец, отменяли, товары возвращались в магазины, но цены круто взлетали вверх. Покупатель разом платил и за обиды торговцев и производителей, и за заботу о себе вождей. Эксперты выражают надежду, что нынешняя кампания будет недолгой и обойдется поэтому не слишком дорого. Возможно и так. Ведь все это продуктовое шоу затеяно, как можно судить, из пиаровских соображений, а то и просто из интриганских. Ясно, что ежегодную путинскую пресс-конференцию, устраиваемую после многомесячных необращений к массам и назначенную на предстоящий четверг, надо сдобрить хоть какими-то подарками. А то получится совсем уж неловко. Вот и придуман выход к народу с сахаром и маслом. И это, возможно, не единственная причина пищевой кампании. В начале декабря в Telegram появились байки про докладную записку о дороговизне еды, поданную вождю некими лицами, которые подкапываются под Мишустина. Достоверность этого не проверить, но излишняя устойчивость рейтингов премьера вряд ли нравится Путину. Косвенным указанием на какие-то подковерные события можно считать и ту чрезвычайную серьезность, с которой премьер воспринял пищевые поручения вождя. Обращение Мишустина к вице-премьерам и министрам было непривычно эмоциональным, а стремительность, с которой они ринулись выполнять его приказы, выглядела странной для нашего сонного чиновного царства. В любом случае подлинные приоритеты экономической политики нашего режима нацелены вовсе не на рост доступности еды для народа. Не зря одновременно с повелением сделать дешевым сахар постановили сделать дорогими помидоры. Такое вот эффектное календарное совпадение.
Так что призыв Мишустина «не наживаться на людях» обращен не ко всем домашним производителям, а только к некоторым, которые временно попали под раздачу. Остальным «наживаться» станет еще удобнее. Даже в условиях девальвации рубля цены на еду растут явно быстрее, чем могли бы. Причина этого — в самоэмбарго на западные продукты, постоянно дополняемом локальными ввозными запретами по лоббистским заявкам. И в «импортозамещении», которое увековечивает монополизм и неэффективность домашних аграрных баронов. Ради показного и краткосрочного удешевления отдельно взятых продуктов вожди сейчас жмут на газ и тормоз одновременно. Но это тактика. А вот помощь тому, чтобы еда стоила дорого, — это стратегия. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |