Продажа алкоголя «по биометрии»: к чему бы это? |
Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
12.05.2025 08:28 |
Продажу алкоголя в России могут ограничить биометрией. Как сообщается в СМИ, соответствующую инициативу выдвинул замминистра торговли Роман Чекушов.
Такая мера позволит предотвратить покупку спиртного несовершеннолетними. Систему планируют запустить уже в этом году. Все, что касается здоровья граждан, особенно молодых, я глубоко и категорически поддерживаю. Тут вообще не может быть двух мнений. Я бы вообще ввел норму, которая есть в ряде стран: водка и прочие алкогольные излишества — только после 21 года. И никаких исключений быть не может. Но черт ведь, как всегда, кроется в деталях. Очевидно, что контролировать возраст покупателя можно каким угодно способом. Носить с собой паспорт — не самый очевидный. Это, конечно, мечта правоохранителя — чтоб все с собой документы носили. Кто-то шутил даже, что театры вводили теперь обязательное посещение спектаклей с паспортом, чтобы легче потом было после терактов всех идентифицировать. Но я этот черный юмор, с вашего позволения, развивать не хочу. Есть нормальный европейский опыт, который давным-давно апробирован: к паспорту полагается айдишка — похожая визуально на банковскую карточку. И она везде заменяет тебе паспорт (ну, кроме «загранника», когда надо лететь за границу). Показываешь в магазине — возраст понятен. Мы как-то этап электронных паспортов пытаемся сразу перескочить и заменить айдишки биометрией. Для меня совершенно очевидно, зачем. Речь не в удобстве покупки спиртного или прохода по биометрии в метро. Сегодня биометрия не является обязательной. Но банки ее уже активно собирают несколько лет, включая даже данные вашего голосового профиля. Удобный контроль за гражданами — со всеми вытекающими. Такой всеобъемлющий сбор биометрических данных под предлогом проверки возраста при покупке алкоголя выглядит лишь как очередной шаг к построению цифрового профиля гражданина, который будет содержать не только основные идентификаторы, но и информацию о его перемещениях, покупках и, возможно, даже поведении. При демонстрации ID-карты информация остается локальной и не требует постоянной сверки с централизованной базой данных, содержащей уникальные биологические характеристики человека. Биометрия же по своей сути предполагает привязку действия (покупки) к конкретному человеку через его неизменяемые физические данные, что создает потенциал для тотального отслеживания — где и что человек покупал, когда и как часто. Именно эта возможность детального цифрового портретирования и последующего анализа вызывает основные опасения. Под красивым предлогом заботы о здоровье нации (хотя это действительно важно) и борьбы с подростковым алкоголизмом, по сути, закладывается фундамент для системы, где государство и аффилированные структуры будут иметь беспрецедентный доступ к информации о каждом шаге гражданина. Если сегодня это алкоголь, то завтра — рецептурные лекарства, послезавтра — посещение определенных мест или покупка специфических товаров. Прозрачность процесса сбора, хранения и использования таких чувствительных данных, а также гарантии их неприкосновенности и защиты от взлома или злоупотреблений, остаются под большим вопросом. Переход сразу к биометрии, минуя этап внедрения простых цифровых ID, кажется намеренным. ID-карта лишь удостоверяет личность и возраст, не привязывая каждое конкретное действие к глобальной системе отслеживания. Биометрия же по своей природе направлена на идентификацию действующего субъекта в реальном времени и фиксацию его действия. Это не просто удобный способ замены паспорта, а инструмент для построения сети контроля, где каждое взаимодействие гражданина с внешней средой, требующее идентификации (а таких сфер будет становиться все больше), становится частью большого массива данных о его жизни. И хотя заявленная цель благородна, метод ее достижения кажется избыточным для решения конкретной задачи и несет в себе риски, выходящие далеко за рамки предотвращения продажи спиртного подросткам. Тем более что продажи спиртного и так резко упали в последнее время. Николай Яременко, главред МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |