Luddism 2.0: ширится запрет электросамокатов в России |
Автор: Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт» |
17.07.2025 09:18 |
Благовещенск, несомненно, войдет в анналы современной урбанистики как пример самобытного подхода к управлению городской средой. - Мэр Олег Имамеев, демонстрируя решимость, достойную античных тиранов, объявил о полном и бесповоротном запрете всех средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес. Мотивация — «сотни жалоб от жителей» и неспособность «выстроить диалог с операторами». Наказание за нарушение — штраф в 100 тысяч рублей. Это прямо-таки симфония административного бессилия, исполненная на гуслях тотального контроля! Прежде всего, давайте отдадим должное откровенности мэра. Имамеев честно признался: «Мы шли к этому шагу постепенно. Пытались выстроить диалог…, но ничего из этого не вышло». Звучит как манифест: мы, уважаемые горожане, столкнулись с проблемой, которую не смогли или не захотели решить путем сложной, но эффективной регуляции, поэтому выбрали путь наименьшего сопротивления. Действительно, зачем тратить ресурсы на разработку инфраструктуры, внедрение умных систем ограничения скорости, образовательные программы для пользователей, создание парковочных зон или сотрудничество с бизнесом, если можно просто махнуть рукой и все запретить? Особенно трогательно звучит фраза: «Проблема не исчезла — она переместилась в другие районы города, где поток СИМ стал еще более бесконтрольным». Очевидно, что Благовещенск стремится к идеалу тротуаров, свободных от любых проявлений человеческой мобильности, кроме пешей. Но если и пешая станет «бесконтрольной», то что дальше? Запрет на ходьбу вне специально отведенных коридоров? Отдельного «Оскара» за проницательность заслуживает утверждение, что большинство людей воспринимают электросамокаты как игрушку, а не как транспортное средство. Это настолько глубокое понимание урбанистики, что хочется аплодировать стоя. СИМ ежедневно перевозят миллионы людей по всему миру, сокращая пробки, уменьшая выбросы, решая проблему «последней мили» и предоставляя доступную альтернативу общественному транспорту или такси. В Париже, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке и сотнях других городов они активно интегрируются в городскую инфраструктуру как полноценное средство передвижения. Но в России они, очевидно, оставались лишь «игрушкой» в руках инфантильных взрослых. А если «игрушка» вызывает «большое число аварийных ситуаций», то она должна быть немедленно конфискована и, желательно, разбита. Это, безусловно, намного эффективнее, чем, скажем, ужесточение правил дорожного движения для СИМ, введение штрафов за неправильную езду или элементарное обучение пользователей. Теперь давайте перейдем к экономическому аспекту. Кикшеринг — это очень капиталоемкий бизнес. Речь идет о масштабных инвестициях в закупку парка, создание инфраструктуры обслуживания, программного обеспечения, логистики, найм персонала. Каждый самокат — это десятки операций по обслуживанию, зарядке, ремонту, перераспределению, это рабочие места для механиков, курьеров, IT-специалистов. И, между прочим, это налоги в местный бюджет. Что произойдет с этими инвестициями после запрета? Они обнулятся. Какой сигнал это посылает потенциальным инвесторам, которые рассматривают возможность реализации в России каких-либо проектов, особенно в сфере новых технологий или городской мобильности? Сигнал простой и очень четкий: ваши инвестиции могут быть аннулированы в одночасье по прихоти местных властей. Это не просто вредит конкретному бизнесу — это отпугивает любой серьезный капитал, который ценит стабильность и предсказуемость. Возможно, следующим шагом в Благовещенске запретят велосипеды, потому что они тоже «мешают пешеходам» и «их воспринимают как игрушки». Или автомобили — ведь от них столько шума, выхлопов, пробок и аварий! Гораздо проще запретить, чем регулировать дорожное движение, строить развязки и развивать общественный транспорт. Кстати, не надо думать, что это какая-то локальная благовещенская тема. Количество ограничений, которые введены в Санкт-Петербурге, тоже зашкаливает. В итоге Россия продемонстрировала миру, что такое настоящий Luddism 2.0. Вместо того, чтобы развивать умные города, создавать комфортную и безопасную среду для всех участников движения, решено отступить в уютное прошлое, где никаких средств индивидуальной мобильности не было — и, соответственно, не надо было выслушивать жалобы на них. Какая простота, какая чистота линий! Только бы после всех этих запретов люди не начали жаловаться на что-то еще. А то придется запрещать и самих жителей. Николай Яременко, главный редактор МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |