МЫ, ИРКУТЯНЕ
Сергей ШМИДТ, Langobard
2023-10-23-01-02-54
В словаре В. Даля про словечко «ходор» сказано следующее: «ходить ходором» это «расходиться, ходить козырем, кричать, браниться, хорохориться». И пример Даль такой приводит: «Петух ходором расходился!». Получается, что судьба Михаила Борисовича Ходорковского* была прямо его фамилией обозначена.
МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
Кирилл Шулика, Rosbalt.ru
2025-06-11-22-42-51
Случившаяся громкая ссора между президентом США Дональдом Трампом и миллиардером Илоном Маском была предсказуема и даже запрограммирована с самого начала.

Импортозамещение и смерть: к чему приведёт российская изоляция?

Автор: Сергей Шелин, rosbalt.ru   
08.05.2019 16:22

Траур по погибшим в московском аэропорту «Шереметьево» объявила только Мурманская область. Общенационального не особенно и ждали. Ведь протокол официальной скорби, который начальство само для себя установило, не предусматривает всероссийского траура для катастроф такого масштаба. Так что дело не в одном бессердечии или календарных неудобствах.

Не приостановлена, однако, и эксплуатация SSJ-100. Правда, на сегодня главная продвигаемая сверху версия — ошибки пилотов.

-

Не приостановлена, однако, и эксплуатация SSJ-100. Правда, на сегодня главная продвигаемая сверху версия — ошибки пилотов. Она более осмысленна и благообразна, чем та, которую для отвода глаз распаляли еще вчера — про пассажиров, которые своими чемоданами якобы сами не дали друг другу спастись. Но ведь пока ничего не доказано. А вот с тем, что «первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР», скажем мягко, не задался, вряд ли кто-нибудь станет спорить.

Его делали еще до ссоры с Западом, с широким использованием импортных комплектующих и с надеждами на грандиозные продажи за рубеж. Сегодня те немногие иностранные эксплуатанты, которых удалось привлечь, например, мексиканские, жалуются на ненадежность SSJ-100, конструктивные недостатки, перебои с поставкой запчастей и, видимо, обдумывают, как бы удобнее свернуть его эксплуатацию.

Оборотной стороной этих неудач стало навязывание непопулярного самолета российским эксплуатантам и, в первую очередь, «Аэрофлоту». Что значит — остановить сейчас полеты? Это подвести черту под всем начинанием. Ясно, что казенные амбиции и групповая корысть, слившись воедино, восстали против этого. SSJ-100 продолжают полеты, и остается только желать, чтобы все обошлось.

Такие полуроссийские-полуиностранные проекты и возможны, и нормальны, если головной производитель не в ссоре с внешним миром, и если авиакомпании свободны в выборе самолетов. С самого начала это было не совсем так, но когда ссора с Западом набрала обороты, все худшее в этой затее уверенно вышло на первый план, превратившись в самоподдерживающийся процесс.

Чем глубже изоляция страны, тем хуже работают звенья любых деловых цепочек, а государственная протекция всему, что выглядит как импортозамещение или хотя бы имитирует таковое, постоянно крепнет. Число неудач и провалов на всех участках жизни, иногда с человеческими жертвами, иногда хотя бы без них, неизбежно растет.

Чем отличался прежний советский изоляционизм от нынешнего российского? Тем, что был заранее откалиброван на жертвы и лишения. Они были просто вмонтированы в систему. Не будем о сталинских ужасах. Даже и в последние советские десятилетия всеобщая бедность, довольно прочная еще дисциплина и относительная скромность правящего класса поддерживались остатками идейности и не исчерпанным еще страхом перед госмашиной. Изоляция, разумеется, гарантировала отставание СССР от внешнего мира. Но оно накапливалось не во всем и не сразу. Люди вселялись в хрущевки, принимая их за современное жилье, и пили «Три семерки», не догадываясь о вкусе настоящего портвейна.

А с другой стороны, боевые разработки по меньшей мере до начала 1980-х оставались на мировом уровне. Пассажирский авиатранспорт, даже и будучи побочным продуктом военной авиации, выглядел довольно убедительно. Профессиональные группы не так уж быстро теряли трудовую этику. В том числе и тогдашние гражданские пилоты. Аварии, впрочем, не были так уж редки. Но их обычно удавалось скрыть не только благодаря тоталитаризму, но и потому, что информационная революция еще не произошла.

Советские порядки почти до конца казались несокрушимыми. А нынешние попытки собрать их заново, при всей внушительности их масштабов, пародийны.

Сегодняшняя Россия — не СССР. Запас сил для гонки с внешним миром не тот. И еще меньше резервов самоотречения — что в верхах, что в низах. Люди как-то приспосабливаются к намерению властей навсегда поселить народ в осажденной крепости, но их житейские стратегии совершенно не такие, как в прошлом веке.

Многие из тех, кто имеет конвертируемую квалификацию, ищет работу за границей. Среди них, кстати, и сотни, если не тысячи лучших пилотов гражданской авиации. Всего же за путинскую двадцатилетку уехали несколько миллионов человек, каждый из которых умел что-то хорошо делать.

А то большинство, которое осталось дома, старается устроиться поудобнее в обществе импортозамещения и ждет для себя либо спецпривилегий, либо казенной заботы, либо того и другого разом.

С наступлением изоляции, вольный бизнес, и без того хилый, почти вымер. Но занявшие все деловое поле бюрократизированные капиталисты «с государственным менталитетом» вовсе не стали похожи на расторопных капитанов советского менеджмента. Обогащаясь на импортозамещении, магнаты и не думают отказывать себе в благах внешнего мира. Дальновидные из них себя не выпячивают, а простодушные громко требуют продолжения и творческого развития изоляционистского банкета. Время от времени курьезность их возгласов даже сдабривает печаль ситуации. Но не сильно.

Много смеялись над призывом Национальной мясной ассоциации и лично главы «Мираторга» Виктора Линника запретить частный ввоз санкционки и особенно над тезисом о том, что «хамон нужно есть в Испании, а пармезан — во Франции».

Но ведь самое яркое в его словах не национальность пармезана, а то, с какой легкостью эту мысль можно продолжить, сказав, что русский хлеб надо есть в России, и, следовательно, вывоз зерна за границу, одно из немногих процветающих направлений российского экспорта, пора закрыть. Скажете: очередное бездумное балабольство? Не уверен. Много событий, казавшихся невозможными, уже случились на этом импортозаместительном празднике корысти пополам с манией преследования.

Наш новодельный изоляционизм-XXI — это не только гарантированное отставание от других. Это интеллектуальное, моральное и профессиональное разложение. Когда из аварий и катастроф не могут быть извлечены уроки. Когда упадок преподносят как норму жизни.

По инф. rosbalt.ru

МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
2025-05-23-00-40-39
Пересмотр исторических событий в контексте сегодняшней политической ситуации вызывает одновременно недоумение и опасения.
2025-05-21-00-31-58
Какими будут новые принципы урегулирования конфликта?
2025-05-21-10-15-28
Инициативы, направленные на поддержку семьи и повышение рождаемости, часто становятся резонансными. На днях депутатка Яна Лантратова предложила, казалось бы, простую и гуманную меру: сделать поездки на такси бесплатными для беременных женщин по всей России.
-2060-
Минувшая неделя заставила страну изрядно поволноваться и без всякого внешнего воздействия. То вице-спикер Госдумы Петр Толстой на Санкт-Петербургском юридическом форуме высказывался о возможности новых изменений Конституции РФ, то православный бизнесмен и общественный деятель Константин Малофеев предлагал отменить пенсии жителям РФ, родившимся после 1995 года.
2025-05-20-00-33-57
Новости последних дней подкинули нам новый повод для удивления. Или смеха. Или легкой грусти. Это уж у кого как психика устроена.

 

скандалы - деловые и политические

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2025-06-12-23-55-31
Врач-эндокринолог Зухра Павлова рассказала о связи сладкого и риска возникновения сахарного диабета. Медик дала ответ на часто возникающий вопрос.
2025-06-12-23-53-20
Стало известно, кому жители России чаще всего оставляют «на чай». За год россияне стали щедрее.
2025-06-11-22-42-51
Случившаяся громкая ссора между президентом США Дональдом Трампом и миллиардером Илоном Маском была предсказуема и даже запрограммирована с самого начала.
2025-06-11-22-36-31
Попытки превратить школу в воспитательное учреждение вместо образовательного не пойдут на пользу никому.
2025-06-11-12-07-32
На первом Глобальном цифровом форуме «Ростелеком» при поддержке Минцифры России провел сессию, посвященную развитию государственных цифровых сервисов. В мероприятии приняли участие представители министерств цифрового развития и связи из различных стран, которые обсудили опыт внедрения электронных госуслуг и перспективы их развития.
2025-06-11-10-33-29
Цена на автомобильные грузоперевозки в России стала расти в мае текущего года и достигла минимальной разницы с показателями прошлого года.
2025-06-11-10-30-36
Цена на шаурму выросла на 40% за год. Причины — логистика, зарплаты и электричество. Об этом рассказала директор по закупкам сети шаурмичных Елена Ивакова в интервью 360.ru.
2025-06-11-10-05-44
Всего в «Зелёном марафоне», который прошел в Иркутске на острове Юность, участвовали почти две тысячи спортсменов и болельщиков. В программу вошли забеги на 50, 100 и 200 метров (для детей разного возраста), 4,2 километра (взрослые участники) и северная ходьба. Об этом сообщает пресс-служба Сбера.