Дорогу многодетным недоучкам? |
Автор: Николай Яременко, доцент Финансового университета при правительстве РФ |
16.07.2025 18:03 |
«Ускоренное» школьное образование может только усугубить проблемы на рынке труда. - Идея сокращения срока обучения в школе, прозвучавшая в контексте борьбы с низкой рождаемостью, — шедевр отечественной социоинженерной мысли. В ее основе лежит настолько обескураживающе прямолинейная логика, что невольно возникает вопрос: не является ли это изысканной сатирой на попытки решать комплексные демографические проблемы с помощью почти карикатурных административных решений? Если нет, то последствия реализации подобной инициативы будут очень серьезными. Суть предложения, по всей видимости, сводится к тому, что система образования, с ее «избыточными» годами обучения, является демографическим тормозом. Мол, пока дети сидят за партами, они не думают о продолжении рода. А вот если их освободить, то они сразу же ринутся в загсы и роддома. Представьте себе картину: юная особа, едва освоившая таблицу умножения и обособление деепричастий, вдруг осознает, что сокращение школьной скамьи открывает перед ней… прямую дорогу к материнству. Ведь именно об этом мечтают современные молодые люди — поскорее вырваться из школьных стен не для поступленя в университет, развития талантов и обретения финансовой независимости, а для немедленного погружения в родительство. Это не просто «мотивация», это почти телепортация из мира учебников в мир пеленок и бессонных ночей, минуя такие этапы, как личностное становление, получение профессии и, прости господи, осознанное планирование жизни. Низкая рождаемость — это проблема колоссального масштаба, корни которой уходят в экономическую нестабильность, недостаточное развитие социальной инфраструктуры (детсады, школы, медицина), недостсточные доходы, жилищные проблемы, карьерные амбиции молодых женщин и вообще изменение ценностных ориентиров. И тут появляется решение: давайте выпустим подростков во взрослый мир пораньше, они сразу начнут размножаться. Между тем рождение детей — это ответственный шаг, который требует не только биологической зрелости, но и социальной, психологической. А главное — экономической базы. На какие средства вчерашние школьники будут растить потомство? В каких условиях? И что, собственно, делать с этой «недоученной» молодежью, которая ворвется на рынок труда? Чем короче срок обучения, тем ниже качество получаемых знаний и навыков. В мире, где конкуренция за рабочие места только усиливается и востребованы высококвалифицированные специалисты, мы рискуем выпустить армию недоучек, которые будут обречены на низкоквалифицированный труд. К тому же школа — это не только место для получения образовательных услуг, но и важнейший этап социализации, формирования личности, критического мышления. Попытки ускорить его прохождение могут привести к появлению поколения с менее развитыми социальными навыками, более инфантильного и менее адаптированного к сложной взрослой жизни. Сокращение срока обучения в школе не меняет возраст полового созревания. А вот психологический и социальный возраст готовности к созданию семьи может двигаться. В современном мире люди хотят сначала «встать на ноги». Нормальный человек, окончив школу (даже досрочно), будет думать о поступлении в ВУЗ или колледж, о первой работе, о поиске своего места в жизни. А не о том, как бы побыстрее пополнить население. В большинстве развитых стран сегодня наблюдается тенденция к удлинению срока обучения, непрерывному образованию, углублению специализации. Это связано нарастающим объемом информации, необходимостью овладевать все более сложными компетенциями. Сокращение же срока обучения — это шаг назад, в эпоху, когда от человека требовались более простые навыки, а жизнь была менее динамичной. Возможно, идея побыстрее выпускать детей из школы — результат отчаяния перед лицом сложной проблемы. Но отчаяние не должно быть оправданием для вредных решений. Урезание образования ради демографии — это как попытка вырастить богатый урожай, обрезав корни растений, чтобы они быстрее дали плоды. «Плоды», возможно, появятся раньше, но будут ли они качественными? И сколько таких «урожаев» удастся собрать? Николай Яременко, главный редактор Rosbalt.ru, доцент Финансового университета при правительстве РФ МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Тэги: |