Деньги на дороги: их нет. Регионы столкнулись с большой проблемой |
Автор: Илья Гращенков, политолог |
16.04.2025 08:19 |
Выяснилось, что до 2030 года ремонт и содержание федеральных дорог будут профинансированы на 2,48 трлн руб. — такая сумма заложена в распоряжении правительства. Однако, по данным «Коммерсанта», этого недостаточно: по действующим нормативам нужно дополнительно еще 1,73 трлн руб. Таким образом, федеральная дорожная сеть будет профинансирована только на 58% в части ремонта и содержания.
Согласно официальным данным, доля федеральных дорог, находящихся в нормативном состоянии, росла до 2020 года, достигнув 85%, после чего начала падать. Очевидно, по этой причине в 2023 году глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев просил Белый дом перенаправить 200 млрд руб., запланированных на стройки, на срочный ремонт федеральных трасс. Примерно в то же время на проблему ухудшения состояния федеральной сети обращал внимание советник президента Игорь Левитин. Глава Минтранса Роман Старовойт, выступая в нижней палате парламента в июле 2024 года, признавал «деградацию» дорог, пообещав, что именно ремонт, а не строительство будет приоритетной задачей на ближайшие годы. Однако нынешняя арифметика пока говорит об обратном. В контексте снижения финансирования и увеличения нагрузок на дорожную сеть, что, в свою очередь, связано с ростом автомобильных грузоперевозок на фоне геополитических и логистических проблем. «Деградация» дорог в регионах — это тот самый вопрос, который концентрирует в себе экономические, социальные и политические факторы. По официальной статистике Минтранса РФ, грузовым автомобильным транспортом перевозится до 65% всех грузов и 70% всех пассажиров на автомобильном пассажирском транспорте всех видов. При этом с каждым годом удельный вес автомобильного транспорта (грузового и пассажирского) неуклонно растет, что связано с макроэкономическими и геополитическими аспектами: изменение логистических маршрутов, низкая пропускная способность железнодорожного транспорта, его слабое развитие и т. д. Согласно планам Росавтодора по строительству скоростных автомагистралей, в период с 2020 по 2035 годы их протяженность должна увеличиться более чем втрое: с 5 до 17,6 тыс. км, то есть средний темп строительства — 840 км в год. Между тем профильные эксперты высказывают сомнения. При годовых темпах реконструкции в 1,2 тыс. км абсолютно всех имеющихся в России автодорог, более половины из которых не соответствует нормативным требованиям, и планах создания нового транспортного коридора протяженностью в 9,6 тыс. км вызывает вопросы техническая, экономическая и финансовая обоснованность реализации этого проекта до 2030 года. Ибо менее чем за 6,5 оставшихся лет провести масштабную реконструкцию почти 10 тыс. км автодорог до уровня магистрали высшей технической категории имеющимися силами и средствами невозможно. Это обуславливается не только низкими темпами строительства, но и дефицитом квалифицированных работников, занимающихся проектированием и строительством автомобильных дорог, который наблюдается более пяти лет. Как я писал ранее, дорожный вопрос сегодня становится одной из ключевых точек напряжения. С одной стороны, бизнесу нужны дороги для комфортной работы, с другой — население также заинтересовано в том, чтобы городские и региональные магистрали находились в нормативном состоянии. Кроме того, без качественных дорог и всей сопутствующей инфраструктуры невозможно вести речь о развитии внутреннего туризма. Таким образом, дорожный вопрос превращается для регионов в дополнительный вызов — наряду, например, с проблемами экологии и ЖКХ, — а также важнейший социальный раздражитель. Очевидно, что в этой ситуации региональные управленческие команды должны выработать свои механизмы реагирования. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |