Что будет с экономикой России после СВО? |
Автор: Telegram-канал «Свинское чаепитие» |
19.03.2025 09:58 |
Давайте немного поразмышляем о последствиях окончания конфликта на Украине для российской экономики. Буду исходить из общей макроэкономической логики, не более того. В конце концов, существует слишком много неопределенностей. Поехали.
Характер мирного договора может иметь ключевое значение для определения степени возврата энергетических потоков на европейский рынок. Хотя некоторые поставки российского природного газа, скорее всего, возобновятся, полномасштабного использования не ожидается. Польша может занять жесткую позицию в вопросе разрешения транзита российского газа через свою территорию. Судьба «Северного потока» остается неясной. И страны, возможно, не захотят становиться слишком зависимыми от одного поставщика, особенно от России.
Окончание конфликта, вероятно, окажет дезинфляционный эффект. Хотя совокупный спрос может увеличиться в краткосрочной перспективе в связи с демобилизацией части военнослужащих. Снижение спроса, вызванное окончанием военных действий, должно ослабить дисбаланс, возникший в промышленности и на рынке труда. Но инфляция будет оставаться волатильной по мере того, как Россия будет приспосабливаться к новому послевоенному пути. Реальность такова, что задача возвращения к уровню инфляции в 4% (и удержания инфляции вблизи этого уровня) выглядит гораздо более сложной, чем до 2022 года, — в частности, из-за ограничений со стороны предложения. Мирное соглашение не приведет к фундаментальной переоценке среднесрочных перспектив экономического роста России. Ожидаемый средний темп роста потенциального ВВП на горизонте 2028–2032 годов составляет 1,8% (опрос Банка России). Если в экономике не произойдут структурные изменения, послевоенные показатели вряд ли будут сильно отличаться от темпов роста, которые были в 2010-е годы. Демографическая ситуация останется проблемой на фоне сокращения численности населения России. Да, многие страны успешно изменили траекторию своего экономического роста в послевоенный период, осуществив ряд экономических реформ (известные примеры включают Западную Германию, Южную Корею и Японию в 1950-х годах). Но это отдельные кейсы, а не тренд. Если санкции будут ослаблены, капитал может хлынуть на российский рынок облигаций и акций. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ (российского госдолга) на начало 2025 года составляла 4%. В 2018–2019 годах этот показатель варьировался от 25% до 35% (в зависимости от месяца). Вполне допускаю, что доля может увеличиться до хотя бы 15-20%. Что касается западных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то маловероятно, что они вернутся на доконфликтный уровень. Риск повторного введения санкций отпугнет многие иностранные компании. Вероятно, потребуются какие-то гарантии защиты активов компаний, чтобы стимулировать резкий рост инвестиций. Рост внутренних инвестиций, который мы наблюдаем в последние годы, скорее всего, не окажет существенного влияния на расширение потенциала экономики. Часть инвестиционного роста — это замещение выбывших иностранных инвестиций. Например, ушел западный автомобильный концерн. Чтобы запустить производство других автомобилей, нужно инвестировать. Завод начал выпускать такое же количество автомобилей, но это никак не повлияло на потенциал экономки. Кроме того, часть инвестиций идет в ВПК. Впрочем, пока рано оценивать эффективность инвестиций — основной эффект от них мы увидим в ближайшие 3-5 лет. Telegram-канал « МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |