Путинская Конституция: эксперты гадают, «на чем сердце успокоится» |
Автор: По инф. rosbalt.ru |
21.01.2020 10:32 |
На сегодня очевидно: предложенные Владимиром Путиным поправки в Конституцию будут стремительно проталкиваться через парламент (при ритуальном одобрении мало что понимающего населения). Перспективы же применения этих поправок - остаются предметом жарких дискуссий экспертов и политиков. Так, например, эти поправки усиливают федеральный центр по отношению к регионам и местному самоуправлению, считает Сергей Цыпляев, декан юридического факультета Северо-Западного Института Управления РАНХиГС.
«Поправками устанавливаются дополнительные ограничения для губернаторов, которые могут приниматься федеральным законом. Это означает, что конституционно закрепляется федеральный контроль за губернаторами. Что касается местного самоуправления — здесь фиксируется идея единой публичной власти, из чего можно сделать вывод, что вертикаль власти будет достраиваться до местного самоуправления», — уверен Цыпляев. По его словам, расширенные полномочия президента по формированию правительству закрепляются конституционно, так как теперь он сам определяет, какие органы власти ему подведомственны. Также, судя по всему, появляется возможность отправлять в отставку председателя правительства без отставки всего правительства. «Конституционный суд подвергнется чистке: он будет сокращен с 19 до 11 судей. Появилась и процедура импичмента судей Конституционного и Верховного судов — в этом нет ничего удивительного, она есть, к примеру, в США. Что касается Госсовета — он будет носить, скорее, консультационный статус. Государственный Совет формируется президентом и будет отвечать за формирование основных направлений внутренней и внешней политики —это такой аналог Центрального комитета Коммунистической партии. Но вопросы, которые будут относиться к его компетенции, в Конституции не выделяются, а сам статус Госсовета определяется Федеральным законом. Все это очень напоминает ситуацию с Советом Безопасности», — полагает Цыпляев. По словам эксперта, значительный объем текста поправок связан с процедурами взаимодействия президента с председателем правительства по формированию парламента. Много внимания уделяется также требованию публичным политикам не иметь иностранного гражданского гражданства и вида на жительства в другой стране. «Одна из самых революционных позиций в поправках — это ограничение президентства двумя сроками. Раньше в России этот момент трактовался вольно, хотя в других странах сложностей с интерпретациями не возникало», — резюмировал Цыпляев.
«Формально — и многие на это надеются — произошла некоторая подвижка в сторону увеличения полномочий Федерального Собрания в формировании правительства. Но вот удачно сформулировал один очень известный политконсультант, что Федеральному Собранию брошена даже не кость, а тень кости, поскольку увеличение полномочий — достаточно фиктивное. Госдума утверждает председателя правительства, но при этом его кандидатура все равно вносится президентом, так же, как и кандидатуры министров, кроме силовых, которые даже не утверждаются, а всего-навсего проводятся консультации с Советом Федерации. Остается нынешняя структура правительства, которое состоит из двух половин — условно говоря, «гражданской» и «силовой», куда, в том числе, входят МИД, Минюст и управделами президента», — объяснил Павел Кудюкин. Эксперт заметил, что важное место в поправках занимает Госсовет. «Есть целый ряд вопросов, который просто поправками не решен, а отнесен на дальнейшее принятие законов. Скажем, полномочия Госсовета. Он предусмотрен в Конституции, но чем и как он будет заниматься — это отнесено на будущий закон, проект которого нам пока еще не показали. Поскольку прописано, что он как бы координирует все госорганы, ветви власти, он в какой-то мере дополняет соответствующие полномочия президента. Это мне сильно напоминает конструкцию, которая более двух веков назад была предложена Михаилом Сперанским в его конституционном проекте, где над тремя ветвями власти возвышалась державная власть государя-императора, при котором был госсовет, призванный как раз координировать деятельность всех ветвей власти. То, что было достаточно прогрессивным для начала XIX века, наверно, выглядит достаточно архаичным для начала XXI века», — сказал Кудюкин. Эксперт констатировал, что поправки не рассказывают о том месте, которое займет Владимир Путин. «Не понятна для меня логика, что, в сущности увеличиваются полномочия президента, в том числе и в отношении судебной власти, которая при этом становится более зависимой. Исходя из того, Владимир Путин не будет выдвигаться на очередной срок, а в ином формате сохранит власть, тогда возникают вопросы. Может возникнуть конфликт. Непонятно, где Путин видит себя после 2024 года. То ли главой Госсовета, то главой Совета безопасности, то ли еще кем-то, непредусмотренным поправками в Конституции. Тут вопрос остается открытым, хотя очевидно, что вряд ли он от реальной власти откажется. Ну, если жив, конечно будет», пояснил Павел Кудюкин. Эксперт также отметил, что поправки, по сути дела, оформляют ликвидацию местного самоуправления, вводя их в единую систему публичной власти.
«Разговоры о том, что парламент будет усилен, оказались пшиком, потому что он будет утверждать внесенную президентом кандидатуру премьер-министра. А раньше она согласовывалась с парламентом — разница просто в словах. Так что, где был парламент, там он и остался», — заявил Юдин корреспонденту «Росбалта». По словам социолога, Госсовет, судя по документу — это орган с мощнейшими полномочиями, который будет полностью определять направления внешней и внутренней политики России. «Однако его структура не прописана: по сути, сейчас он никого не представляет, никому не подотчетен и никому не подчиняется. К народу Госсовет не имеет никакого отношения — формирует его президент. Видимо, это попытка институализировать какие-то договоренности внутри элит. Страна сейчас полностью управляется закрытыми элитами, и Госсовет станет таким квази-конституционным органом, где будут заседать эти элиты и в закрытом режиме принимать решения», — уверен эксперт. Еще дискуссионные заголовки по теме:
МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |