Бюджет надежд и обещаний |
Автор: Елена Земскова, rosbalt.ru |
30.10.2017 10:22 |
В ближайшие полгода избирателей будут кормить обещаниями об экономическом росте и восстановлении реальных доходов населения.
Проект федерального бюджета на 2018—2020 годы заручился в пятницу в Госдуме при рассмотрении в первом чтении поддержкой преимущественно депутатов из «Единой России». Однако на этот раз к ним также присоединились коллеги из ЛДПР. Обычно либерал-демократы, как и представители двух других фракций — КПРФ и «Справедливой России», голосуют против бюджета (как минимум, в первом чтении). Тем самым они как бы демонстрируют свою оппозиционность правительству, возглавляемому, к слову, председателем партии парламентского большинства. Именно предстоящими президентскими выборами и возможным последующим переформатированием партийного пространства можно объяснить поведение ЛДПР. Кстати, довольно непоследовательное — с одной стороны, либерал-демократы разнесли проект бюджета в пух и в прах, а с другой, все-таки нажали кнопку «за». Как ни крути, но обсуждение в Госдуме «трехлетки», пожалуй, впервые за долгие годы выдалось скучным и поверхностным. Бодрыми выглядели только единороссы, которые наперебой ее расхваливали. «Этот бюджет снижает инфляцию и нефтяную зависимость, он гарантирует полное исполнение государством социальных обязательств. Это бюджет в интересах граждан», — убеждал, в частности, вице-спикер Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев. Пришедший представлять проект бюджета в Госдуму глава Минфина Антон Силуанов также заверил, что главный финансовый документ страны ориентирован на решение двух важнейших задач — восстановление реальных доходов населения и стимулирование экономического роста. Признаки последнего чиновники разглядели еще в 2016 году, что, по их собственным словам, оказалось полной неожиданностью. В ближайшие же два года «кривая» экономического роста должна достичь отметки не менее 2% ВВП, сказал Силуанов. «Но мы хотим, чтобы наша экономика росла на уровне темпов развития мировой экономики — 3,5-3,6% ВВП», — добавил министр. Известно, что именно такую задачу ранее поставил перед правительством президент. Как ее будут решать — пока непонятно, но, например, Силуанов в качестве вспомогательных условий назвал снижение инфляции (в следующем году ее обещают сохранить на уровне 4%) и, как следствие, повышение доступности кредитов. Они же, в свою очередь, должны простимулировать частные инвестиции и привести к появлению новых производств и рабочих мест. Пока же правительство до сих пор не может выполнить президентские указы, подписанные в 2012 году. В следующем году на решение поставленных в них задач в бюджете заложили 800 млрд рублей. Но в Счетной палате указали, что регионам может не хватить 43 млрд рублей. В Госдуме заверили, что проблему решат при доработке бюджета ко второму чтению — путем выделения трансфертов. Речь, к слову, идет, в том числе о повышении зарплат бюджетникам. При этом денег добавят не только им, но и, например, военнослужащим, которым проиндексируют денежное довольствие, а также госслужащим. Вслед за ними зарплаты подтянутся и в коммерческом секторе, уверены в правительстве. В бюджете также заложили доведение минимального размера оплаты труда в 2018 году до 85% от прожиточного минимума, а в 2019 году — до 100%. В итоге рост реальных зарплат, по подсчетам Силуанова, должен составить в следующем году 4%. Хотя только в 2016 году реальные доходы населения сократились на 5,9%. Обделенными почувствуют себя разве что работающие пенсионеры. Им снова отказали в индексации пенсии, так как считают, что хватит и зарплат. На эти цели требуется всего 200 млрд рублей — это небольшая, по меркам бюджета, сумма. Но, как сказал Силуанов, «общий доход пенсионеров с учета зарплат и пенсии все равно будет расти, даже более высокими темпами, чем у пенсионеров, которые не работают».
В целом же, на бумаге новый бюджет выглядит вполне привлекательно. Несмотря на заложенный в проект консервативный прогноз по ценам на нефть, чиновники планируют выйти на низкий бюджетный дефицит — ниже 1% ВВП в 2020 году. Сама же бюджетная конструкция, по словам, Силуанова является прочной и позволит исполнять обязательства «без оглядки на внешние факторы». «Снимается зависимость бюджета от нефти и газа, доля нефтегазовых доходов в следующей „трехлетке“ составит примерно треть от всех доходов, а раньше было 60%. Резервы перестанем тратить уже в 2019 году и в случае благоприятной конъюнктуры снова начнем копить», — пообещал глава Минфина. Решат вопрос и с регионами — депутаты уже провели поправки о реструктуризации их огромных долгов, дополнительно к этому правительство решило «более точечно» подходить к вопросу распределения межбюджетных трансферов. Между тем, сопроводительные материалы к проекту бюджета рисуют не такую оптимистичную картину. Так, в сводном заключении на документ бюджетного комитета Госдумы указывается на системное «сжатие» расходов госказны — c 18,1% ВВП в 2017 году до 15,6% ВВП в 2020 году. По мнению экспертов, приславших свои заключения в Госдуму, это может негативно отразиться на потенциальных возможностях роста экономики страны. Так, эксперты отмечают, что именно сокращение дефицита бюджета, а не развитие экономики является его основным лейтмотивом. При этом сокращать дефицит планируется как за счет увеличения налогов, сборов и иных обязательных платежей, так и путем сокращения расходов бюджета на финансирование госпрограмм. В целом структура расходов изменится незначительно, если сравнивать с предыдущими годами. Как и раньше, основные расходы будут на социальную политику, национальную оборону и безопасность, а также правоохранительную деятельность. Вместе с тем, суммы по этим разделам также будут сокращены. Например, расходы на оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн рублей, что на 100 млрд рублей меньше, чем в 2017 году. При этом заметное урезание расходов — на 5% в номинальном выражении в сравнении с 2017 годом предусмотрено на национальную экономику. Также предполагается сокращение на четверть общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета. Эксперты указали и еще на одну особенность бюджета — рост непрозрачности и высокую долю секретных расходов. Самые большие из них — на уровне 66% приходятся на оборону. При этом наблюдателей удивил рост закрытых статей расходов на образование, по соответствующему бюджетному разделу засекретили около 3,3% ассигнований за каждый из трех лет. Всего же на закрытые статьи расходов федерального бюджета в 2018 году придется 2,883 трлн рублей или 17,4%, причем 9,5% из них проходит по разделам, не связанным с обороной и безопасностью. На эти моменты в Госдуме не обратила внимания ни одна думская фракция. КПРФ в лице своего лидера Геннадия Зюганова традиционно раскритиковала бюджет за «обслуживание олигархов», «поддержание стагнации» и «усиление нищеты». «Бюджет не решает ни одной проблемы, все ресурсы захапали 15 кланов, каждому десятому в стране не хватает денег на еду, а нам говорят, что все идет неплохо и наметился рост», — возмущался Зюганов. Владимир Сысоев из ЛДПР призвал изменить структуру расходов бюджета, уделив внимание человеческому капиталу. «Мы вкладываем деньги в иностранные облигации и финансируем их экономику, а они вводят нас против нас санкции», — заметил депутат. Он также предложил списать долги субъектам федерации. «Непалу, Киргизии, Гвинее и другим списываем же — мы их любим сильнее, чем российские регионы?», — недоумевал Сысоев. «Эсеры» в который раз заметили, что при составлении бюджета правительство опять занижает прогнозы макроэкономических показателей. Их также не устраивает отсутствие «кардинального изменения модели экономического роста». «Это бюджет выживания. Да, основные социальные обязательства правительство собирается выполнять, но мы не видим никакого развития», — сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. В ответ Силуанов призвал депутатов объединиться и вместе доработать бюджет ко второму чтению. «Вот вы говорите: туда нужны дополнительные средства, сюда, но мы живем в тяжелых условиях. Нельзя рыхлить структуру бюджета, расслаблять ее. Не надо позволить раскачать финансы государства и довести страну до разрыва. И новый бюджет отвечает этим задачам», — поставил точку в дискуссии глава Минфина. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |