Регионы в заложниках у ФЦП |
Автор: Дмитрий Еловский, "Региональные комментарии" |
01.10.2015 11:48 |
Тема ФЦП (федеральных целевых программ) оказалась для Иркутской области в эти дни особенно актуальной, в связи с политикой: сторонники проигравшего выборы Сергея Ерощенко ставили в заслугу его лоббистским способностям участие региона в 20 таких программах (переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, охраны Байкала, образования, здравоохранения, пожарной безопасности и так далее). Неизвестно, проявит ли приходящая к власти команда Сергея Левченко такие же навыки привлечения федеральных средств в регион и понимает ли вообще тонкий и неоднозначный механизм работы ФЦП — но тема явно актуальна в связи с усугубляющимся кризисом (еще почти не сказывающимся на бюджете области). ИТГ публикует обзор ситуации. Минфин РФ разработал два варианта секвестра бюджета на следующий год. Один сокращает расходы на 769,3 млрд руб. другой – на 1,3 трлн руб. В регионах опасаются, что могут пострадать федеральные целевые программы. Сегодня на средства ФЦП в регионах строятся недостающие им дороги и медицинские центры. Губернаторы, в свою очередь, намерены бороться за федеральные деньги. Так, глава Калининградской области Николай Цуканов лично отстаивал жизненно необходимые региону деньги и смог сохранить федеральный транш в полном виде. - Федеральные целевые программы (ФЦП) - это довольно старый инструмент. Их стали активно использовать в 2000-х годах. В частности были запущены такие известные программы как «Жилище», «Развитие ОПК России до 2020 года» и т.д. Есть свои ФЦП у макрорегионов и регионов: по развитию ДВФО и Байкальского региона, Ингушетии, Калининградской области, Крыма, Курил, южных регионов. В замысле ФЦП позволяют увязывать между собой действия многих ведомств, регионального, муниципального и федерального уровней, аккумулировать средства для решения конкретных задач. В реальности программный подход неоднократно критиковался, однако критика касалась скорее конкретных программ, в которых не удавалось добиться хоть какого-то эффекта, либо средства расходовались неэффективно. Идеологически, сейчас Минфин исповедует программный подход и старается зашить максимум бюджетных расходов в ФЦП. Считается, что программный подход дает бОльшие возможности для планирования и контроля расходования средств. В то же время, постоянно возникают проблемы при освоении выделенных из бюджета средств. Часто регионы просто не успевают потратить деньги в срок. Иногда это происходит по той простой причине, что средства приходят в регионы тоже поздно: например, в декабре. Попробуйте потратить за месяц один-два миллиарда рублей. Регионы становятся заложниками сложного переговорного процесса: стройки приходится запускать задолго до поступления финансирования, а потом пробиваться в ФЦП. Пока бюджет деньги не отправил, их приходится занимать либо у коммерческих банков, либо и вовсе работы выполняются в кредит подрядчиками. Понятно, что подрядные организации компенсируют риски неоплаты, или задержек повышением цен на свои работы. Получается, что особенности исполнения ФЦП (даже без учета коррупции) приводят к дополнительным тратам налогоплательщиков. Есть и проблема результатов и ответственности. Программный подход отличается от обычного «размазывания» средств по министерствам, ведомствам и регионам тем, что в ФЦП прописаны конкретные сроки, объекты, результаты и ответственные. Например, в ФЦП развития Калининградской области зафиксированы 11 целевых индикаторов (среднедушевой доход, прирост количества рабочих мест и т.д.) по динамике изменения которых можно отслеживать исполнение программы. Проблема в том, что в российской бюрократической системе ответственные легко могут поменяться и не один раз (и каждый новый будет критиковать предыдущего), результаты можно «подтянуть» до целевых ориентиров, объекты строятся с огромными задержками, а критика качества их строительства стала уже обычным явлением. Значит ли это, что идеология ФЦП не верна? Скорее нет: альтернативы все равно хуже. Поэтому программная идеология, скорее всего, останется главенствующей в работе финансового блока в ближайшее время. Конечно, они, как и остальные бюджетные расходы, будут подвергаться секвестру, что резко обострит борьбу между министерствами и регионами за получение средств по «своим» ФЦП. ИСТОЧНИК: http://www.regcomment.ru/opinions/ftsp-regiony-v-zalozhnikakh-u-programm/ МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. Тэги: |