Программно, дефицитно, оптимистично |
Автор: Кс. МИЩЕНКО, по инф. Телеинформа |
31.10.2013 10:22 |
![]() Губернатор Сергей Ерощенко внес проект регионального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. Документом запланировано, что доходы Приангарья в следующем году составят 95,9 миллиарда рублей, в 2015 году – 98,2 миллиарда, а в 2016 – 106,8 миллиарда. Накануне старания областной власти похвалил представитель Федерального Минфина – Иркутская область попала в число «передовых регионов» в части перехода на программный принцип бюджетирования. Правда, никаких особо конкретных преференций это не дает, так что дыры бюджета предстоит затыкать в основном заимствованиями — в условиях, когда собственная доходная база отнюдь не процветает. Напомним, что по данным УФНС, в консолидированный бюджет Приангарья за восемь месяцев 2013 года мобилизовано на 3 миллиарда 868,4 миллиона рублей (или на 5,6%) меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. Налоговое ведомство дает деликатное пояснение происходящему: «это объясняется снижением платежей по налогу на прибыль предприятиями, входящими в консолидированные группы налогоплательщиков и администрируемыми на федеральном уровне». В реальности, речь в первую очередь идет о компаниях, входящих в структуру Роснефти. Что касается бюджетных планов, то, как пояснила министр финансов области Наталия Бояринова, доходы бюджета-2014 запланированы в объеме на 6,5 миллиардов рублей больше ожидаемых поступлений текущего года. Причем в ходе исполнения трехлетнего финансового закона доходная часть может быть скорректирована в сторону увеличения за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, поскольку межбюджетные трансферты пока не полностью распределены между регионами. Отмечается, что при формировании расходной части областного бюджета правительство Приангарья впервые применило программный принцип: 99% расходов в проекте главного финансового закона на 2014–2016 годы предназначены для реализации 17-ти государственных программ. По словам Наталии Бояриновой, программный бюджет стал механизмом решения задачи по установлению взаимосвязи стратегических целей развития региона и задач бюджетного планирования. В отличие от целевых программ, действовавших ранее, все средства привязаны к целевым показателям результативности, а также показателям объема и качества бюджетных услуг, что позволит оценивать эффективность работы каждого из учреждений, задействованных в выполнении государственных заданий. Всего на выполнение государственных программ на трехлетний период закладывается 327,4 миллиарда рублей. Накануне бюджетные новации, применяемые в Иркутской области, в частности, переход на программный бюджет, похвалил на встрече с губернатором замминистра финансов РФ Алексей Лавров (на эту тему также был проведен семинар представителей местных и федеральных властей). «Главная инновация этого года следующая: регионы, решившие перейти на программный бюджет. Это необязательное требование – подчеркну, а собственная инициатива субъекта федерации или муниципального образования. Иркутская область находится в числе передовых регионов, которые не боятся трудностей, ведь ответственность с принятием такого бюджета возросла: нужно демонстрировать не только финансовые показатели, но и конкретные результаты», – считает Алексей Лавров. При этом бюджет становится более обоснованным, прозрачным, приоритеты выделены четче, подчеркивает замминистра финансов РФ: «Самое главное, что уже через год можно увидеть, достигнуты ли поставленные цели, эффективно ли расходовались бюджетные средства. Кроме того, невозможно перейти к программному бюджету, не меняя при этом систему государственных заданий для бюджетных учреждений. Это еще одна тема для разговора». Таким образом, некий статус «передового региона» Иркутской областью получен. Правда, хотелось бы и каких-то материальным тому подкреплений... Тем более, что расходы, которые берет нынче на себя областная казна, — немаленькие. Представляя депутатам бюджет, Наталия Бояринова отметила, что в критерии расходной части бюджета заложены приоритеты и показатели, сформулированные в указах президента РФ Владимира Путина. Так, на ежегодное повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в проекте трехлетнего финансового закона дополнительно закладывается 4,7 миллиарда рублей. Также одним из приоритетных направлений остается обеспечение детей-сирот жильем, на эти цели в ближайшие три года запланированы около 1,5 миллиарда рублей. Дорожный фонд Иркутской области предлагается утвердить в объеме 6,5 миллиарда на 2014 год, 7,5 миллиарда рублей – на 2015 год, 8,5 миллиарда – на 2016 год. Среди бюджетных новаций министр финансов отметила то, что со следующего года на областной уровень передаются расходы по выплате заработной платы работников дошкольных учреждений и приобретению для детсадов обучающих игр и игрушек, на это потребуется 7,9 миллиарда рублей. Также, начиная с 2014 года, предусмотрены расходы на реализацию трех новых областных законов: всего на единовременные выплаты усыновителям, выплату регионального материнского капитала и пособия гражданам, имеющим статус детей Великой Отечественной войны, в проекте трехлетнего бюджета предусматривается около 1,3 миллиарда. Всего же расходы областного бюджета запланированы в 2014 году в объеме 106,2 миллиарда рублей, в 2015 году – 111,5 миллиарда, в 2016 году – 120,3 миллиарда. Финансирование дефицита предусматривается за счет размещения областных облигаций и заимствований в кредитных организациях. Также, по словам Наталии Бояриновой, «правительство региона продолжит работу по снижению дефицита, активизации взаимодействия с федеральным центром по обеспечению финансовой гибкости за счет получения бюджетных кредитов и дополнительной финансовой помощи». Собственно, о возможности заполнения возникающей бюджетной дыры за счет федеральной казны (которая, напомним, сама вынуждена экономить), шел 24 октября разговор губернатора с замминистра финансов РФ Алексеем Лавровым. Сергей Ерощенко поднял вопрос о возможности изменения подходов по оказанию финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Губернатор отметил, что область нацелена на безусловное выполнение указов президента РФ по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы, обеспечению мест в детских садах и переселению из ветхого и аварийного жилья. «Это, несмотря на поддержку федерального центра, ложится серьезной нагрузкой на областной бюджет, сводит к минимуму его финансовую гибкость» – резюмировал Сергей Ерощенко и напомнил, что кроме усердия по бюджетной экономии, правительство имеет серьезные планы по реализации крупных инвестпроектов – таких как развитие туристической ОЭЗ, реконструкция иркутского аэропорта, а также по развитию сети автомобильных дорог. К сожалению, ответ федерального чиновника сильно уж оптимистическим не назовешь. Что касается преференций со стороны федерального центра для регионов, перешедших на программный бюджет, то, по словам Алексея Лаврова, в явном виде закон их не предполагает. Однако есть специальная федеральная грантовая программа для субъектов федерации, реализующих программы бюджетных реформ, сумма – 1 миллиард рублей. Каждый год гранты распределяются на конкурсной основе. Впрочем, Алексей Лавров считает: в любом случае, продуманный, прозрачный бюджет создает лучшие основы для взаимодействия с федеральными министерствами. Планируется, что в рамках каждой госпрограммы будет одна субсидия на поддержку определенного направления, например, в программе субсидирования образования – на поддержку образования в Приангарье. Иными словами, будущее «программно-дефицитно-оптимистического» бюджета Приангарья зависит от лоббистских возможностей облаправительства во взаимодействии с отдельными министерствами. Ну и от успехов на гостеприимном кредитном рынке, конечно, куда денешься.
|