Последние ритуальные споры: власть в Иркутске перейдет к гордуме 23 марта |
Автор: Кс. Мищенко, по инф. Телеинформа |
12.03.2015 17:24 |
Утвердить изменения в Устав Иркутска депутаты городской думы намерены на внеочередном заседании 23 марта. Речь идет об измнениях в правилах выборов мэра Иркутска: эта новация (негласно продавленная в большинстве областных центров России из Кремля), напомним, вызвала достаточно громкие споры в конце прошлого года.Тем временем в Общественной палате прошли обсуждения, которые вполне можно назвать "ритуальными": никто ведь не сомневается, что новый порядок наделения первого городского лица властью буден введен без сучка и задоринки. Так что риторика тяжущихся сторон - а на слушаниях демократично было дано слово и противникам нововведений - представляет сегодня чисто факультативный интерес... Напомним, согласно последним поправкам, мэра областного центра избирает городская дума из своего состава сроком на пять лет. Полномочия депутата, избранного мэром, прекращаются, он возглавляет администрацию муниципалитета. Главу города избирают путём открытого голосования большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов. Отметим, что полномочия действующего градоначальника Виктора Кондрашова истекают 26 марта. *** Иркутская общественность на публичных слушаниях по изменениям в Устав города, упраздняющим прямые выборы мэра, разделилась на два лагеря. Одни горячо приветствовали нововведения, веря в лучшее и утверждая, что подобные новшества пойдут только на пользу муниципалитету, который сейчас нельзя назвать «городом-садом». Другие рьяно выступали против отмены прямых выборов, ссылаясь на нарушения конституционных прав и отказ слушать мнение горожан. К слову, в зале думы Иркутска, где и проходили слушания, собралась сотня общественников. Именно им и предстояло обсудить за всех иркутян, насколько эффективен проект Устава. Однако взять слово решила только десятая часть присутствующих. Именно они и высказывали две противоположные точки зрения. Перед началом обсуждений участникам слушаний еще раз «на берегу» напомнили, о чем идет речь – о порядке формирования органов местного самоуправления. Согласно проекту Устава, мэр избирается городской думой из своего состава сроком на пять лет и возглавляет горадминистрацию. Полномочия депутата, избранного мэром, прекращаются. Мэр избирается путём открытого голосования большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов. Кандидатуры вправе выдвигать депутаты, также допустимо самовыдвижение. Мэр избирается думой в течение 30 календарных дней после истечения срока полномочий ранее избранного главы администрации. В случае досрочного прекращения полномочий мэра дума в течение 60 календарных дней со дня досрочного избирает мэра. Срок принятия присяги мэром – не позднее пяти дней с момента избрания. Изменяется порядок формирования должностей вице-мэра и первого заместителя мэра города. Должность вице-мэра становится факультативной. Исполнения обязанностей главы города в случае неназначения вице-мэра возлагается на первого заместителя. Отметим, в нынешнем Уставе также предусмотрены обе должности – вице-мэра и первого заместителя. Однако традиционного вице-мэра назначали, а должность первого зама оставалась вакантной и не использовалась. Сейчас предлагается ведущей сделать именно должность первого заместителя. Эксперты отметили, что проанализировали структуры администрации более 20 городов, и должность вице-мэра присутствовала лишь в одном – в Хабаровске, в остальных – первые заместители мэра. Первой выступила депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова, напомнившая об «истории вопроса»: «Иркутск сегодня нельзя назвать городом комфортного проживания, а ведь это столица Восточной Сибири и лицо региона. Тот вопрос, который мы обсуждаем, не местечковый и не направлен на кого-либо. С 2014 года в России начался новый этап реформы местного самоуправления. Он обусловлен посланием президента Федеральному собранию. Напомню, в декабре 2014 года депутаты думы Иркутска обратились к парламентарию Андрею Лабыгину с просьбой внести изменения в закон – речь идет о модели сити-менеджмента. Он сделал это. Проходилил обсуждения, многие – эмоционально, но все мнения были услышаны. На заседании фракции «Единой России» в Законодательном собрании решили, что, учитывая экономическую и политическую ситуации, модель сити-менеджмента будет для Иркутска наиболее эффективной. Однако жизнь не стоит на месте, 23 января в Госдуме был принят федеральный закон, предоставляющий возможность выбирать мэра города из депутатов думы. Мы решили использовать эту модель, так как это несет дополнительную ответственность народных избранников перед жителями». Плюсы в новой системе местного самоуправления: когда горожане не напрямую голосуют за конкретную кандидатуру мэра, а участвуют в этом опосредованно – избирая депутатов, один из которых и займет в будущем кресло главы города – увидели два депутата Молодежной думы города, представитель областного совета ветеранов, пара членов Общественной палаты Иркутска (в том числе ее председатель Сергей Шишкин), а также иркутский народный избранник Гайдар Гайдаров. Именно они, взяв слово, отстаивали нововведения. «Нынешняя дума сильная, каждый депутат – личность. Пришло время для возможности взаимодействия властей. Депутаты должны взять ответственность новой формы власти. Среди них есть достойные люди, которые могут стать мэром», – заявил депутат Гайдар Гайдаров. Депутаты молодежной думы Иркутска Владислав Сметанин и Алёна Кирсанова выступили с единым мнением, что изменения в Устав нужны. «Сейчас нам не хватает контактов с администрацией, хочется более тесной, непосредственной связи. Думаю, после поправок мы это получим. С депутатами мы работаем по всем вопросам», – резюмировал Владислав Сметанин. Представитель областного Совета ветеранов Владимир Баранов рассказал, какие плюсы он видит в утверждении новой системы: «За депутатов, из которых выберут, мэра, голосует народ, так что демократия присутствует. Кроме того, мэра выберут профессионалы после анализа. Наконец, депутаты и мэр будут работать в одной команде». Председатель и член Общественной палаты Иркутска – Сергей Шишкин и Иван Матвеев – также нашли только положительные стороны от принятия проекта Устава. Иван Матвеев, в частности отметил, что это оптимальный вариант, так как мэром будет человек, «всё знающий о работе думы, способный объединить два коллектива». В свою очередь Сергей Шишкин подчеркнул: «Сегодня много говорят о легитимности, то есть законности. Мы не делаем ошибки, принимая поправки, всё в рамках закона. К слову, мэр Черемхово Вадим Семенов, который эффективно работает, вышел из думы». Однако другая часть участников слушаний заняла противоположную позицию, доказывая, что принятие поправок в Устав Иркутска противоречит Конституции РФ и негативно отразится на жизни города. Так, председатель иркутского отделения партии «Демократический выбор» Сергей Беспалов напомнил: «Легитимность каждого из депутатов нынешней думы – одна-две тысячи голосов. Для сравнения, на выборах мэра Виктор Кондрашов набрал 92 тысячи. Мэр с легитимностью в тысячу голосов попадет в ситуацию, когда поддержки снизу, от избирателей, не будет. Необходима норма, позволяющая выбирать гражданам главу муниципалитета самостоятельно». К народной мудрости обратился второй секретарь иркутского городского отделения КПРФ Геннадий Калиновский: «Закон что дышло. Говорится много красивых слов о консолидации общества. Однако с таким отношением к избирателям, когда у них отнимают право голосовать за мэра, не стоит удивляться низкой явке на выборах. Имеют ли депутаты моральное право решать, кому быть мэром, когда горожане на выборах им такого права не давали? Почему мы можем избирать президента, но не мэра? Необходимо всенародное голосование». Председатель ТОС «Рубин» и экс-член Общественной палаты Иркутска Любовь Аликина настояла, чтобы на слушаниях ее воспринимали не как представителя общественности, а как гражданина Российской Федерации с его конституционными правами: «Мы живем в демократическом государстве. Никто не давал депутатам права лишать избирателей конституционного права выбирать. Я считаю, что такой подход незаконен, он подрывает устои государства. Депутаты - не высокие профессионалы, многие в предвыборную кампанию признавались, что они идут в думу набираться опыта. Народному избраннику нужно минимум два года, чтобы эффективно работать, а кресло мэра должен занять профессионал, готовый работать с первого дня». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |