Побольше ТОРов, ФЦП и голосов для ЕР |
Автор: Кс. Мищенко, по инф. Телеинформа |
09.06.2016 13:28 |
О чем просили Дмитрия Медведева региональные начальники? Что они им обещал? О чем просил сам? Что предлагал? "Иркутская торговая газета" подготовила краткий дайджест итогов визита премьер-министра в Иркутск (о главном событии - выкатке МС-21 - не знают в регионе разве что младенцы). Стоит особо отметить, что Дмитрий Медведев побывал в Иркутске в двух качествах - премьер-министра и лидера "Единой России". Интерференция этих статусов сказалась в том, что часть значимых слов была произнесена перед местной "вертикалью власти" (которую олицетворяет губернатор-коммунист Сергей Левченко), а часть - перед однопартийцами (которые все равно представляли "вертикаль власти"). И, как минимум в одном случае, эта интерференция дала забавный эффект (когда обещания о продолжении ФЦП по байкальскому туризму оказались открыто увязаны с результатами предстоящих думских выборов). О ГАЗОВЫХ МЕГАПРОЕКТАХ Во время встречи с главой Приангарья Сергеем Левченко, Дмитрий Анатольевич предложил главе региона подготовить обращение, чтобы поручить профильным министерствам и «Газпрому» рассмотреть возможности развитию проекта строительства газопровода от Ковыктинского месторождения до юга области. Сергей Левченко подчеркнул, что сейчас этот вопрос необходимо актуализировать. «У нас есть потенциальные инвесторы, которые могут заняться этим вопросом. С появлением газа будет возможность дальнейшего развития производства, энергетики, газохимии», – отметил Сергей Левченко. Дмитрий Медведев высказал мнение, что «в целом идея хорошая, потому что она позволяет решать задачи организации новых промышленных производств. Самое главное у людей появится перспектива».
О ТОРАХ И МОНОГОРОДАХ Число территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах Иркутской области, возможно, увеличится. С просьбой расширить возможности для привлечения инвесторов в города, переживающие системные трудности, к Дмитрию Медведеву обратилась вице-спикер Заксобрания Приангарья Наталья Дикусарова (Диалог прошел в рамках встречи с партактивом ИРО «Единой России»). Наталья Дикусарова сообщила, что практика создания ТОР в Усолье-Сибирском результативна, и теперь хотелось бы дать шансы на развитие и другим территориям. В частности, в Иркутской области статус моногородов имеют также Тулун, Байкальск, Шелехов, Черемхово, Саянск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский. - Иркутская область подписала соглашение с Фондом развития моногородов и рассчитывает за счет формирования ТОР в Усолье создать здесь около 6 тысяч новых рабочих мест. Но у нас таких городов, кроме Усолья, еще семь. И они сейчас все по-доброму завидуют Усолью-Сибирскому. По всем этим моногородам созданы планы развития. Пожалуйста, поддержите нашу инициативу и помогите созданию территорий опережающего социально-экономического развития еще в ряде моногородов области, - обратилась вице-спикер к Дмитрию Медведеву. Председатель правительства отметил, что изначально ТОР были придуманы как механизм привлечения инвесторов в регионы Дальнего Востока, потом практику распространили на моногорода. - И ваши слова подтверждают, что мы не напрасно это сделали, - заметил Дмитрий Медведев. - У вас моногродов, находящихся в трудной экономической ситуации, больше, чем в других местах. В прошлом году я был в Усолье. Это, знаете, зрелище не для слабонервных. Тяжелое, грустное зрелище. Огромный объем накопленных проблем. И теперь драйвером развития там становится ТОР. Мы сейчас рассматриваем создание ТОР во всех моногородах. Это, наверное, было бы правильно. Я не уверен, что это возможно сделать за месяц-два. Вопрос упирается в деньги, в функционирование фонда развития моногородов. Но что может сделать государство в условиях, когда не хватает денег для развития каких-то проектов? Хотя бы создать инструмент, благодаря которому муниципалитеты могли бы попытаться привлечь инвесторов сами. Поэтому мы прикинем такую возможность. Наверное, ваше обращение справедливо и мы должны создать сходные условия и в других моногородах области, - заявил Дмитрий Медведев.
О ФЦП ПО ТУРИЗМУ Председатель правительства (опять-таки, на встрече с активом ИРО ЕР) призвал власти Приангарья активнее работать по включению в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2018 годы)» объектов региона. В настоящее время в этой ФЦП предусмотрено финансирование объектов туристической инфраструктуры Республики Бурятия, но никто не мешает войти в программу и нашей области. Тему развития туризма на берегах Байкала поднял заместитель мэра Иркутска Руслан Ким. Он, в частности, сообщил, что каждый год в Иркутск приезжает около 1 миллиона туристов из регионов России и 140 тысяч из зарубежья. - На наш взгляд, это не очень большая величина. Байкал может принимать больше туристов. Увеличить интерес инвесторов к развитию туристической инфраструктуры у нас помогло бы позиционирование Байкала на национальном и международном уровнях, - высказал пожелание Руслан Ким и пояснил, что имеет в виду разработку и продвижение бренда Байкала. - Просим поддержать нашу инициативу в адрес Минкульта и Ростуризма – о том, чтобы разработать комплекс мероприятий, направленных на разработку и продвижение бренда Байкал, и включить их в ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма. Но поскольку задача эта большая, просим продлить программу до 2025 года. Кстати, об одной из реальных проблем, которая могла бы решаться в рамках ФЦП, говорил Медведеву и Сергей Левченко: в Листвянке, для развития существующего туристско-рекреационного потенциала и сохранения благоприятной экологической ситуации на озере, в первую очередь, необходимо проведение берегоукрепительных работ, реконструкция причальных сооружений и инженерной инфраструктуры. Силами региона сейчас готовится план мероприятий, включающий все эти направления. Об ответе премьера губернатору ничего не сообщается, но на партактиве ЕР Дмитрий Медведев отметил, что задача эта решаема, но при определенных условиях: - Если наша партия победит на выборах в Госдуму, я постараюсь вам гарантировать продолжение программы. А если нет – то вопрос будет уже не к нам. И добавил нечто несколько противоречащее предыдущему: - Программа развития туризма в РФ работает, и в ней есть объекты, расположенные на Байкале. Но они включены вашими соседями. Значит, нужно сделать все, чтобы и объекты Иркутской области туда попали. Нам никакой разницы нет, какой регион участвует в ФЦП: Байкал - это общее достояние. А программу эту мы обязательно сохраним.
О КАМНЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В ПРЕДЕЛАХ БПТ Проведение обязательной экологической экспертизы для реконструкции и строительства объектов в пределах Байкальской природной территории отменяться не будет, однако, возможно, в закон будут внесены корректировки, облегчающие жизнь хозяйствующих субъектов на берегах Байкала. Об этом также шла речь на активе ЕР. Премьер-министр призвал искать баланс между соблюдением экологических норм по сохранению уникального природного объекта – озера Байкал, и потребностью экономически развивать территорию. С вопросом об экоэкспертизе к Дмитрию Медведеву обратилась председатель Думы Иркутска Ирина Ежова. В частности, она упомянула, что требование обязательного проведения государственной экологической экспертизы в границах БПТ существенно замедляет процесс реконструкции архитектурно-исторических памятников, которых в областном центре много. Кроме того, затрудняется и строительства социальных объектов. Ирина Ежова напомнила, что в марте 2015 году в Госдуму был внесен законопроект об изменении перечня объектов, для которых обязательна эта процедура экологическая экспертиза, и выразила надежду, что коллеги из Федерального Собрания помогут продвинуть этот документ. - Что касается экологической экспертизы, нам нужно найти какой-то баланс, - заметил премьер-министр. - Мы все заинтересованы в том, чтобы Байкал, как уникальное место, жил и развивался, чтобы его качество не менялось. И, в то же время, чтобы вокруг Байкала появлялись точки роста, развивался туризм. Но, с другой стороны, необходимо, чтобы исполнение всех нормативов, которые связаны с экологической экспертизой, было разумным. Потому что нельзя все время бить по рукам и все запрещать. Это вопрос выбора. И обе точки зрения у вас в регионе представлены. Мне кажется, что задача государства в этом смысле – найти золотую середину, соблюдая экологические стандарты, и, в то же время, не связывая руки инвесторам, которые заинтересованы в развитии региона. Законопроект в Госдуме есть, на него пока дан отрицательный отзыв – и по линии правительства, и по линии Администрации президента. Но это не значит, что этот законопроект нельзя привести в нормальное состояние, и сейчас над этим работают. В ближайшее время эта работа будет завершена, кстати, под руководством наших коллег, которые его вносили. Надеюсь, что в короткой перспективе он будет рассмотрен. Мы попросим и уходящий состав Госдумы этим заняться, и тех избранников, которые попадут в новую Госдуму. В любом случае, можете не сомневаться – мы заинтересованы в том, чтобы механизм этот был максимально эффективным, - подчеркнул председатель правительства РФ.
О ПРОГРАММЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ Сообщается также, что на встрече с партийным активом ИРО ЕР Медведев также поддержал идею продления действия федеральной программы переселения из ветхого и аварийного жилья. С просьбой о продлении программы к премьер-министру обратился вице-спикер Заксобрания Кузьма Алдаров. Он рассказал, как в регионе реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья, прежде всего в моногородах. Упомянул о том, что в Усолье-Сибирском, где остается еще много ветхого жилого фонда, эта программа уже завершена, а для всего региона ее действие закончится в 2017 году, и попросил правительство рассмотреть возможность ее продления. Дмитрий Медведев согласился, что эта ФЦП считается одной из наиболее эффективных, поскольку видны ее позитивные результаты. - У нас по стране очень много ветхого и аварийного жилья, и в Иркутской области его тоже много, - посетовал премьер-министр. - Больно на это смотреть - как в послевоенные годы. Конечно, не мы эту проблему создавали, она копилась на протяжении десятилетий, но нам ее решать. Поэтому мы этот инструмент придумали, он работает, и в Иркутской области в том числе. Насколько мне известно, по лицам, вставшим на учет на переселение до 1 января 2012 года, в Иркутской области должны были переселить порядка 32 тысяч человек. Около 15,5 тысяч уже переселено. Значит наша важнейшая задача сейчас – сделать все, чтобы переселить оставшуюся часть. И на это надо нацелить усилия областной власти, муниципалитетов и федерального центра, а также всех, кто этим занимается. Задача номер два – сделать все для того, чтобы в нашей стране и в Иркутской области, в частности, вообще не осталось такого позорного жилья. Давайте над этим работать. Идею о продлении действия программы переселения я поддержу. Конечно, для этого нужно будет обеспечить финансирование.
*** Конечно, нельзя сказать, что руководящие круги Иркутской области вообще не воспользовались в лоббистском смысле визитом второго лица государства. Ведь даже простое упоминание, что "проблема обсуждалась с премьером" - может когда-нибудь чем-нибудь помочь в проталкивании бумаг через федеральных чиновников. Есть и конкретные поручения - например, чем-то да должно закончиться поручение министерству энергетики России проработать и подготовить предложения по вопросу разработки льгот на электричество для теплоисточников, расположенных на Байкале (обсуждалось с губернатором). Но, в общем, как-то маловато конкретики, согласитесь? |