Оптимизм, государственный на четверть |
Автор: Кс.Мищенко, по инф.Телеинформа |
14.09.2011 10:17 |
Академик РАН Андрей Кокошин: государственные инвестиции могут обеспечить только 25-34% средств, необходимых для оптимистического сценария развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. К 2030 году совокупный валовый региональный продукт Восточной Сибири и Дальнего Востока может вырасти в 5-6 раз по сравнению с 2010 годом; среднедушевой ВРП составит 48 тыс. долларов, а численность населения увеличится до 16,8 млн. человек, такой прогноз обнародовал академик РАН Андрей Кокошин, выступивший c основным докладом второго пленарного заседания VII БЭФа 12 сентября. Не спешите радоваться: речь идет всего лишь об оптимистическом сценарии... Академик пояснил, что такие расчеты эксперты приводят по результатам реализации сценария «Новые возможности». По словам А.Кокошина, ученые провели исследование, в рамках которого проработали три сценария развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и провели оценки социально-экономической ситуации в регионах к 2030 году как следствия реализации каждого сценария. Первый сценарий - «От инерции к стагнации» - предусматривает попытки освоения ресурсов без существенного улучшения инфраструктурной и технологической основы в условиях, когда мировая экономика развивается без крупных потрясений. Основная часть экономической активности будет сосредоточена в пределах узкого «коридора» вокруг Транссиба. В этих условиях среднедушевой ВРП в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составит в 2030 году 27 тыс. долларов, а численность населения составит 14,3 млн. человек. Системные напряжения в экономике будут постепенно обостряться, что рано или поздно приведет к локальному социально-экономическому кризису, который наиболее вероятно завершится переходом к сценарию «Падение в пропасть». Второй сценарий - «Падение в пропасть» - описывает ситуацию в регионе в условиях мирового экономического кризиса, падения спроса на ресурсы и снижения цен на них. «В случае если новая, более глубокая волна мирового экономического кризиса приведет к обострению конкуренции на ресурсных рынках и, как следствие, резкому снижению цен, это создаст множественные проблемы для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока», - отмечает А.Кокошин. Освоение природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока в этом случае будет происходить бессистемно и фрагментарно, а развитие инфраструктуры будет сведено в основном к формированию инфраструктуры экспортного назначения. В рамках этого сценария среднедушевой ВРП в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составит в 2030 году 18 тыс. долларов, а численность населения составит 12,1 млн. человек. Помимо этого, следует ожидать, что в этом случае резко усилится дифференциация в социально-экономическом развитии территорий. Третий сценарий - «Новые возможности» - предусматривает эффективное сочетание комплексного развития ресурсного потенциала, человеческого капитала, ряда сегментов машиностроения, генерации и активного использования новых знаний и технологий. В этом случае развитие минерально-сырьевой базы регионов происходит на системной основе, с выделением крупных минерально-сырьевых узлов (центры экономического роста, ЦЭР), которые станут опорными точками развития территорий и основой для формирования инновационных кластеров. Системообразующими элементами для ЦЭР должны стать горнодобывающие и горно-обогатительные предприятия, обеспечивающие производство продуктов первого передела, а также перерабатывающие предприятия различных отраслей промышленности, производящие продукцию более высокого передела с учетом конъюнктуры мирового рынка. Концентрация основных средств федерального бюджета и частных инвестиций на развитии ЦЭР позволит добиться наиболее сбалансированного и эффективного результата. Реализация инвестиционной программы в рамках сценария «Новые возможности» требует как государственных капиталовложений, так и масштабных частных инвестиций. По оценкам, целевой объем инвестиций в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках сценария «Новые возможности» в течение 2011-2030 гг. должен составить 13-18 трлн. рублей. При этом следует учитывать, что государственные капиталовложения в развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, ограниченные действующей Бюджетной стратегией РФ до 2023 г. и принятыми обязательствами по реализации инвестиционных проектов в рамках ФАИП, в 2011-2030 гг. не превысят 4,4 трлн. руб., или около 150 млрд. долл. США, что составляет только 25-34% необходимых средств. Таким образом, основная часть инвестиционной программы должна финансироваться за счет средств частных инвесторов – российских и международных компаний. «Ключевой задачей государственной политики по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока является установление в регионе режима развития, стимулирующего экономический рост, - говорит Андрей Кокошин. - В первую очередь необходимо совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики для реализации механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь частных российских и иностранных инвесторов в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. В частности, требуется определение более четких и прозрачных условий привлечения частного капитала, создание новых институтов развития, ответственных за привлечение и отбор инвесторов, а также создание профильного ведомства, координирующего реализацию проектов регионального развития. Наряду с этим требуется реализация целого комплекса мер экономической политики, направленных на повышение доступности финансовых ресурсов, стимулирование инвестиционной и инновационной активности компаний, а также создание условий для привлечения в регион квалифицированной рабочей силы и развития человеческого капитала». Принятие решения о будущем развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока и разработка соответствующей политики должны сопровождаться значительной активизацией сотрудничества со странами АТР, считает академик. Напомним, что доминантой прошедшего в Иркутске БЭФа в целом оказалось констатация: развитие региона упирается в слабость инфраструктуры — по всем направлениям: от качества дорог до элементарного строительства КПП на границах с Монголией и Китаем. А государственных денег на все это решительно не хватает. Свои решительные замечания, в частности, высказал такой знаток ресурсной базы Сибири как глава En+ Group Олег Дерипаска: развитие инфраструктуры должно взять на себя государство — а если не может, то оно должно предоставить частному инвестору в регионе эксклюзивные налоговые льготы. Однако дело ведь не только в налогах — а и в правовой и политической стабильности. Ведь это наших, российских олигархов еще можно из-под палки заставить вкладываться в Сибирь на условиях туманного будущего. Попробуйте-ка добиться того же самого от китайцев... |