Наталья Дикусарова: "Бюджет должен быть вне политики!" |
Автор: По инф. Телеинформа |
29.06.2018 18:00 |
За пять лет второго созыва Заксобрания Иркутской области в сфере бюджетного законодательства, экономики и ценообразования на сессии ЗС были вынесены 155 законопроектов. Об этом 29 июня на пресс-конференции сообщила глава профильного комитета, вице-спикер областного парламента Наталья Дикусарова. – Когда мы избрались в 2013 году, у нас было много депутатов, желающих прийти работать в комитет по бюджету. Особенно тем, кто избирался впервые, это казалось очень просто, казалось, что заходишь в этом комитет, там по краям стоят мешки с определённым количеством купюр, их берёшь и этот мешок туда, этот туда и так далее, рассказывает Наталья Дикусарова. – Но этот процесс достаточно тяжёлый и сложный, он сильно зарегламентирован. У нас есть Бюджетный кодекс, в котором чётко отражено, что мы можем и что не можем, есть региональное законодательство. Наталья Дикусарова отметила, что в состав комитета входят представители разных партий, но взаимопонимание удавалось находить всегда, также как и приходить к консенсусу в отношениях с правительством Иркутской области. – Бюджетные вопросы – это те вопросы, в которых не должно быть никакой политики. Если мы здесь будем заниматься политическими аспектами, то от этого будут страдать муниципальные образования, прежде всего. Потому мы всегда руководствовались мнением Ассоциации и глав муниципалитетов, принципами взвешенности и профессионализма, – сказала она. Глава бюджетного комитета отметила, что за прошедшие пять лет удалось достичь архипрофессионального уровня работы. Парламентарии в этом созыве могли чётко указать правительству Иркутской области, откуда и на какие инициативы депутатского корпуса можно взять деньги. Ещё один позитивный итог созыва – активная совместная работа по наполняемости налоговой базы. – У депутатов этого созыва всегда были инициативы в области бюджетного планирования. Причём мы постарались отойти от решения точечных проблем, когда всё зависело от того, насколько активен конкретный парламентарий, – говорит Наталья Дикусарова. Системный подход привёл, например, к тому, что в бюджете Иркутской области ежегодно предусматривали средства не только на строительство, но и на капремонты и реконструкцию объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Из той же серии и решение обеспечивать отремонтированные школы новой мебелью. Ещё один пример – обеспечение территорий машинами скорой помощи. Всего их требовалось 192, сто купили в прошлом году, остальные в этом. Теперь стоит вопрос приобретении медицинских хозяйственных машин.
– Если бы мы «размазывали» этот вопрос, то и его не решили бы, а продолжения темы не последовало бы. Всё это показывает, что депутатский корпус не оторван от жизни, а наоборот очень близок к проблемам. Особенно, это заметно в территориях, – говорит вице-спикер Заксобрания. В заслугу работы за пять лет она поставила и сохранение проектов, которые начались ранее. Например, «Народные инициативы», которые фактически стали прообразом некоторых федеральных проектов. Продолжили в Иркутской области и проект «Модельные дома культуры». Это потянуло за собой и возросшую активность со стороны муниципалитетов, которые к обновлению материальной базы сельских клубов привлекают местный бизнес и находят другие источники финансирования. Кстати, в этом году в проекте участвуют 46 учреждений. Но первоочередной задачей комитета, конечно же, была работа над проектами законов об областном бюджете и изменениям в них, сказала Наталья Дикусарова. Главным достижением в этой сфере она назвала переход в 2014 году на программный бюджет. Регион стал одним из первых в России, где начали внедрять этот механизм. – Объём поправок, которые мы приняли в бюджет 2018 года, составил 1 млрд рублей. При этом мы не убрали ни один объект, предложенный правительством Иркутской области или совместной нашей инициативой. Мы в рамках второго чтения отработали те мероприятия, которые дополнительно считаем необходимыми, – говорит глава бюджетного комитета. Важными вехами стали решения о сроках распределения субсидий муниципалитетам и проведения торгов. Вокруг этих инициатив разгорались споры между депутатами и правительством Иркутской области, но сейчас, говорит Наталья Дикусарова, представители профильных министерств признали эффективность решений. Меньше стало и жалоб со стороны муниципалов. Сейчас подобная дискуссия разворачивается вокруг инициативы наделить губернатора правом менять параметры областного бюджета в рамках второго чтения. Большая часть законов были приняты в сфере стимулирования инвестиционного развития Иркутской области. Речь идёт, в частности, о пониженных налоговых ставках для резидентов территорий опережающего развития, налоговых послаблениях для технопарков. Был принят закон о передаче муниципалитетам 30% по УСН. – Споры до сих пор продолжаются, правильно это было или нет, но цифры – вещь упрямая. Несмотря на передачу этого налога, общая финансовая помощь местным бюджетам выросла за два года на 3 млрд рублей. Получается, что муниципальные образования второго уровня получили дополнительный доход от «упрощёнки», нигде нет нуля, и плюсом ещё – помощь от областного бюджета, – говорит Наталья Дикусарова. Сейчас обсуждается вопрос по льготе по налогу на движимое имущество. Депутаты предлагают её продлить, несмотря на то, что на федеральном уровне она отменена. Парламентский корпус, с учётом роста бюджетов и дополнительными доходами, решил принять этот закон. С другой стороны, нарекания вызывает инициатива правительства по налогу на имущество торговых и деловых центров, исходя из кадастровой стоимости. Этот законопроект в первой редакции вызвал резко негативное отношение предпринимательского сообщества. До конца созыва в него планируют внести поправки. Планируют депутаты оказать поддержку и бизнесу в связи с новыми требованиями по МРОТу. Что касается налоговой льготы для спортивных сооружений, то, по словам Натальи Дикусаровой, она уже дала свой эффект и новые ФОКи готовы принимать детей бесплатно. Глава бюджетного комитета отметила, что поскольку бюджет Иркутской области не претерпел июньскую корректировку, муниципалитетам в конце лета будет очень тяжело. Потому депутатам нового, третьего, созыва нужно будет сразу же включаться в бюджетный процесс, на первой же сессии Заксобрания утверждать изменения. Кроме того, уже началась работа над бюджетом 2019 года и последующий трёхлетний период. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |