Кондрашов "как бы согласен" на сити-менеджера |
Автор: Кс. Мищенко, по инф. СМИ |
01.12.2014 11:39 |
Продолжается интрига вокруг внезапного предложения группы депутатов-единороссов в Гордуме областного центра относительно введения в Иркутске поста сити-менеджера. Напомним, эту интригу усугубили разночтения по поводу позиции избранного главы города, Виктора Кондрашова. К концу прошлой недели пресс-служба исполнительной власти распространила "вроде бы как комментарий", вроде бы как уточняющий позицию Виктора Ивановича. Нельзя сказать, что ситуация стала понятней...
Как напоминает пресс-служба мэрии, накануне, 27 ноября, на заседании фракции депутатов Думы города Иркутска от «Единой России» было озвучено предложение: ввести институт сити-менеджера в городе Иркутске. Присутствующие на заседании депутаты приняли решение направить соответствующее обращение в региональное отделение ВПП «Единая Россия».
Свою позицию по поводу введения института сити-менеджеров высказал Виктор Кондрашов, который присутствовал на фракции, утверждает пресс-служба. "Привлечение на контрактной основе управленца градоначальник считает действенной практикой – именно с точки зрения хозяйственного управления городскими ресурсами, - говорится в пресс-релизе мэрии. - Однако, не стоит забывать и о политической ответственности перед населением, которое избрало нынешних мэра и депутатов. В этой связи Виктор Кондрашов считает, что внедрение института сити-менеджера в Иркутске может быть осуществлено после проработки механизма взаимодействия между структурными подразделениями". Разночтения в трактовке позиции мэра возникли именно из-за того, что Виктор Иванович, поддерживая институт введения сити-менеджеров, высказал возражения по форме его внедрения, поясняет пресс-служба. "И депутаты, и представители администрации солидарны, что эти изменения должны проводиться в безусловном соответствии с законодательством, а также при поддержке региональных законодателей", - сообщает пресс-служба мэрии Иркутска. Между тем, напомним, ситуация с возможной отменой прямых выборов мэра в Иркутске активно обсуждается на разных площадках и в СМИ. Недоумение общественности вызвала внезапность и нелогичность инициативы по введению в Иркутске института сити-менеджера - стоит вспомнить, с какими сложностями столкнулись Ангарск, Братск и Усолье-Сибирское, в которых такая система была введена ранее и дала отрицательный результат. *** - Намерение провести спикера в мэры Иркутска поддержала группа, сплотившаяся вокруг Александра Якубовского, - высказался политолог Максим Зимин в интервью Телеинформу. – При этом инициатива ходатайствовать о введении сити-менеджерства оказалась полной неожиданностью не только для горожан, мэрии Иркутска, регионального отделения ЕР, но даже для членов городской фракции. Надо сказать, что никаких обсуждений этой темы даже в кулуарах не велось, тем более, на заседаниях фракции. Уверен, что к этой идее не имеют отношения ни региональное отделение «Единой России», ни губернатор, который неоднократно выступал за возвращение прямых выборов в муниципалитетах Иркутской области. Эксперт обращает внимание на ряд моментов, которые нужно учитывать для понимания картины происходящего: - Первое: разговоры об отмене прямых выборов мэра Иркутска ходили и раньше – первоначально в связи с внесением поправок в законодательство о выборах в муниципальные органы власти крупных городов. Но тогда наш губернатор проявил мудрость и выступил за то, чтобы сохранить прямые выборы мэров в Иркутской области. В дальнейшем разговоры ходили только вокруг отмены прямых выборов в Иркутске. Но Сергей Ерощенко снова заявил о своей последовательной позиции, а также неоднократно подчеркивал, что институт сити-менеджера в нашем регионе (на примере Усолья-Сибирского, Братска и Ангарска) себя дискредитировал. Второй момент: вряд ли это инициировала Москва – ведь совсем недавно именно Госдума в рамках изменения муниципального избирательного законодательства оставила регионам возможность выбора схемы формирования власти на местах. И вряд ли она бы сейчас стала это отыгрывать – раз уж прописали альтернативность. Могу предположить, что слух о том, что это предложила Москва – ложный, просто группа депутатов решила перевести стрелки и убедить всех, что это не местный междусобойчик, а вполне себе серьезная игра. Третий момент: решение выступить с такой инициативой было принято недавно – оно не зондировалось, никаких обсуждений не было ни в местном отделении, ни в первичках, ни в коллективах. Я уж не говорю о том, что среди горожан его не было. А такие решения вот так с бухты-барахты не принимаются. Могу предположить, что решение принималось только группой депутатов гордумы, которые решили таким образом переиграть Виктора Кондрашова. Максим Зимин отмечает, что сама кандидатура Дмитрия Бердникова (если бы он собрался баллотироваться в мэры Иркутска) противодействия не вызывает – более того, он в последнее время сделал ряд интересных и перспективных шагов по улучшению ситуации в городе. Но способ, которым в обход прямых выборов может пойти потенциальный кандидат, неизбежно вызовет волну неприятия, и это может подорвать авторитет и степень легитимности вполне перспективного политика Дмитрия Бердникова. - Что будет дальше? Кто будет сити-менеджером? Это вопрос второй. Главное – кто будет мэром, - уверен Максим Зимин. - Какие причины побудили пойти на этот шаг? Думаю, что это высокий рейтинг Виктора Кондрашова, который держится, несмотря на большое количество его проколов. Этот высокий рейтинг теоретически можно было бы обрушить чисто политтехнологически, но группа депутатов решила сделать проще и уйти от выборов и неизбежных в этом случае рисков. По мнению Максима Зимина, вероятно, происходящее как-то связано с приближением весьма важной (и во многом определяющей последующие события) датой – 9 декабря: именно на 9 декабря запланирована встреча губернатора Сергея Ерощенко и президента Владимира Путина, в рамках которой появится определенность, пойдет ли Сергей Ерощенко на губернаторские выборы и состоятся ли они в будущем году. - Конечно, большинство наблюдателей считают, что Президент даст согласие на то, чтобы Сергей Ерощенко шел на выборы. Но стопроцентной уверенности в поддержке со стороны Кремля нет ни у кого, - отмечает Максим Зимин. – А кого будет поддерживать АП на этих губернаторских выборах, тот и будет определять главную кандидатуру на мэрство в Иркутске. По мнению наблюдателя, «группа иркутских депутатов просто решила перехватить инициативу у губернатора Ерощенко». - Выборы, если это настоящие выборы – всегда непредсказуемы, победа не предрешена. Есть определенные риски, и группы влияния в Иркутске стараются эти риски минимизировать, - считает Максим Зимин. - При этом предпринимается попытка отнять право выбора у жителей Иркутска. «Можно уверенно сказать, что депутаты думы Иркутска, вполне вероятно, что и областная власть, находятся в шаге от совершения серьезной ошибки», — заявил корреспонденту ИА REGNUM доцент исторического факультета Иркутского государственного университета Сергей Шмидт, комментируя инициативу единороссов думы Иркутска ввести в столице Приангарья институт сити-менеджера. «Во-первых, сами депутаты думы выбраны при такой низкой явке и с таким масштабным компонентом „досрочного голосования“, что сама их символическая легитимность очень слабая. Решать вопрос с мэром Иркутска без граждан, особенно выбирать сити-менеджера из своих рядов, это значит бросать прямой вызов горожанам, которые, как показывает опыт выступлений против проекта нефтепровода на берегу Байкала в середине 2000-х, а также выборы мэра в 2010 году, вполне себе склонны к протестному поведению», — считает эксперт. «Во-вторых, это будет просто плохо для города. В городскую думу попали бизнесмены, которые явно не из тех, кто добился в бизнесе потолка, не очень им интересуется и действительно готов „послужить обществу“ (это наиболее полезный для публичных должностей тип выходца из деловой среды). В думе бизнесмены, ориентированные на интересы своего бизнеса. В этом нет ничего страшного, когда они представляют отдельные городские районы, но когда люди, не очень озабоченные общими интересами, становятся во главе крупных городов, это может закончиться для города катастрофой», — отметил Сергей Шмидт. «В-третьих, в наступающие экономически-сложные времена для властей логичнее было бы „отвлекать“ граждан от насущных проблем демократией, ну и как бы связывать сложности жизни с выбранными ими градоначальниками, а не с теми, кто укрепился на должности без их участия. Демократия способна нейтрализовывать потенциальную протестность. Увы, власти это не всегда понимают, полагая, что лучшее средство против вероятного хаоса это усиление административного давления», — считает политолог. «Я не могу сказать, является ли „сити-менеджерская“ инициатива фракции „Единой России“ в думе города Иркутска началом реализации большого замысла, который созрел где-то „в верхах“, на уровне администрации Иркутской области или даже на уровне федеральном, или же это реальная „низовая“ инициатива думских депутатов. Можно предположить, что это что-то вроде „информационной разведки боем“ — пробный шар, попытка проверить разные элитные группы и группы общественности на предмет отношения к сити-менеджерству в областном центре», — предположил Сергей Шмидт. В любом случае шансы на то, что в Иркутске сохранится институт выборов мэра и в следующем году такие выборы пройдут, эксперт оценивает как более высокие, нежели шансы создания института сити-менеджера. *** Можно предположить, что наступившая неделя во многом пройдет под знаком продолжения интриги с сити-менджерским разворотом в Иркутске. В частности, чрезвычайно любопытна будет реакция из областного Серого дома. Было бы странно, если бы столь значимый политический повод прошел незамеченным со стороны губернатора Сергея Ерощенко (на той неделе глава региона был с визитом в КНР и отсутствие оперативной реакции вполне объяснимо). ...Что касается иркутян, то по поводу их реакции на предлагаемое нововведение не нужно ходить к гадалке. Горожане привыкли избирать себе мэра - и будут возражать против идеи отнять у них это право (другой вопрос - во что выльются эти возражения, учитывая морозы и явное предубеждение против всяческих "майданов"). МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |