"...До основанья — а затем?" Пора выходить из шока или эйфории и осмыслять предстоящий курс губернатора Левченко |
Автор: Кс. Мищенко, по инф. Телеинформа |
28.09.2015 14:56 |
Эксперты - о том, чем может смениться предвыборная риторика Сергея Левченко, избранного губернатором Иркутской области. С политической точки зрения - наблюдатели размышляют и о прецеденте мощного протестного голосования в контексте изменения настроений в стране в целом, и о судьбе конкретно Приангарья. Новому главе региона, избравшемуся от «системно-оппозиционной» КПРФ, предстоит налаживать взаимодействие с Кремлем – от которого зависит, в частности, исполнение межбюджетных отношений с регионами, влияние на крупнейшие ФПГ, представленные здесь. Что необходимо предпринять новому главе, чтобы политический триумф не обернулся конфликтом с Администрацией Президента и другими влиятельными силами? По просьбе Телеинформа об этом говорят столичные эксперты.
— Сергею Левченко нужно забыть о коммунистической фразеологии и сразу начать играть по правилам Кремля. Тогда проблемы могут быть минимизированы. Но в любом случае ощутимого давления ему избежать не удастся, несмотря на любые повороты - победа над конкурентом, фактически поддержанным президентом, не может оставаться без тех или иных последствий. Таковы правила Системы.
— Трудности диалога с президентской администрацией — возможно, не главные из трудностей, которые ждут Сергея Левченко. На первое время более сложной задачей будет договориться внутри области: определить состав регионального правительства, которое наверняка будет коалиционным, построить отношения с законодательным собранием, с мэрами; и, как, может быть, ключевая задача, с крупным и средним бизнесом, который в прошедших выборах поддерживал обоих главных кандидатов и теперь ждет, будет ли новый передел сфер влияния, как в губернаторство Ерощенко, или новая команда предпочтет договариваться и учитывать разные интересы. Это, может быть, первый большой выбор, который должен будет сделать Левченко. Отношения с крупными корпорациями, которые имеют сильных защитников и лоббистов в Москве, - одна из составляющих этой проблемы. Осложняет ситуацию продолжающийся экономический кризис. Иркутская область пока выглядит относительно благополучной на фоне других сибирских, но население уже сейчас сокращает свои расходы, а со следующего года могут усилиться проблемы с областным бюджетом. В таких условиях сложнее строить отношения с бизнесом и сложнее выполнять обычные требования федеральной власти: поддерживать занятость, обеспечивать регулярные выплаты, не допускать массовых протестов, даже локальных. Отношение президентской администрации, скорее всего, сначала будут строиться по благоприятному для Левченко нейтральному сценарию: вряд ли на него будут давить в предвыборный год, скорее, ставка будет сделана на то, что Левченко опытный политик и понимает «правила игры». И, конечно, будут отслеживать, как он справляется с трудностями внутри области. Другой интересный вопрос — преемственность или смена курса «Серого дома» применительно к экономическим проектам. К ним можно относиться по разному, но ясно что с именем уходящего Сергея Ерощенко связываеются такие крупные инвестиционные проекты как реконструкция аэропорта «Иркутск», создание промышленного химкластера в Усолье-Сибирском, а также проектах в сфере транспорта и туризма – развитии малой авиации, туристического кластера «Байкальское созвездие», фестиваля «Ёрдынские игры» и проч.
– Крупные проекты регионального развития всегда связаны с договоренностями конкретных людей, принимающих решения и берущих на себя обязательства, гарантирующих реализацию таких проектов. В первую очередь это касается частных инвесторов. Инвесторы всегда стараются получить гарантии со стороны власти. Им нужна стабильность, возможные изменения правил игры и людей, занимающих посты в правительстве, их пугают. С государственными инвестициями дело обстоит несколько иначе. Несомненно, и здесь личные договоренности имеют большое значение. Но государственная машина инерционна. Если решения по финансированию проектов были приняты, средства заложены в бюджеты, программы, то шансы на продолжение этих проектов высоки даже при смене власти. Но это в том случае, если новая власть здраво и взвешенно отнесется как к проектам развития, начатым предыдущей командой, так и к людям, которые «тащат» на себе их реализацию. Важно, чтобы не получилось так, как было в Иркутской области последние 10 лет – все проекты предшественников плохие, все будем делать заново. Так нельзя. Не будет никакого поступательного движения вперед при такой политике. Нужно брать развернутые проекты и продолжать их реализацию. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: В решении Конституционного суда сказано: «Коррупция — особенно опасное социальное явление. Она разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны». Упомянуто о «сложнейшем периоде трансформации», который Россия прошла с начала 90-х годов. |