Улан-Удэ: убийца иркутского адвоката выслушивал приговор, лежа на скамье подсудимых |
Автор: Алена Рябова, ИА «Восток-Телеинформ» |
11.08.2017 14:04 |
12 лет колонии строго режима получил Михаил Степанов, застреливший в сентябре прошлого года в центре Улан-Удэ иркутского адвоката Дмитрия Васькова. Приговор судья Верховного суда Бурятии Тимур Цыренов зачитывал более часа: все это время Степанов лежал на скамье, проявляя неуважение к суду. Подробнее о громком преступлении в материале ИА «Восток-Телеинформ». Это дело с самого начала обещало быть громким: людей в центре Улан-Удэ не стреляли с 90-х годов. Когда стало известно, что убитый – адвокат, да еще из соседнего региона, интерес к происходящему возрос еще больше. Община за 200 миллионовПодсудимый Михаил Степанов - сын знаменитого эвенкийского общественного деятеля Петра Степанова, который в 1990 году организовал общественную организацию «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия». Целью организации было объединение коренных малочисленных народов севера для защиты их прав и интересов. В Бурятии тогда только начинали создаваться семейно-родовые общины и Дылача, зарегистрированная в 1992 году, стала одной из первых. Вскоре она же стала одной из первых, получивших льготы на добычу ископаемых - нефрита. С 1999 по 2008 год Степанов-младший являлся соучредителем «Дылачи». В 2012 году, когда государство решило навести порядок в нефритовой отрасли, Степанов начал требовать ее ликвидации, обращаясь для этого в прокуратуру. В 2013 году он и познакомился с адвокатом Дмитрием Васьковым, который позднее представлял его интересы в суде и которого он же после этого и убил. В 2013 году ни о каких разногласиях между ними еще не было речи - Степанов оформил Васькову доверенность на право представлять в суде его интересы. После ликвидации, которую провел адвокат, он должен был передать бывшему соучредителю его долю от продажи имущества компании - 200 миллионов рублей. Со временем сумма эта была снижена до 100 миллионов рублей, но и этих денег подсудимый так и не дождался. Васьков избегал всяческих контактов со Степановым, а вскоре начал говорить, что его не знает. - При случайной встрече весной 2016 года на вопрос о деньгах, Васьков сказал что ничего ему не должен и вообще его не знает. Степанов понял, что Васьков его обманул и не выплатит ему денег, - зачитывал судья материалы дела. В тех же материалах, однако, значится и другая сумма, гораздо меньшая - 60-70 миллионам рублей. Всплеск эмоций или спланированное убийствоВ день убийства, 27 сентября 2016 года Степанов сначала отвез своего младшего 10-летнего ребенка в школу, затем отправился на свою вторую квартиру, чтобы проследить, как в ней идет ремонт. После этого он пообедал со своим знакомым Колесниковым и отправился на АЗС, но по дороге, на улице Трактовая, увидел знакомый автомобиль «Мерседес бенц», принадлежащий Васькову.
Степанов посигналил, поморгал фарами и автомобиль адвоката, в котором на пассажирском сиденье находился еще один мужчина, остановился. Степанов открыл окно пассажирского сиденья и спросил у Васькова, помнит ли он его, на что последний в грубой форме ответил, что нет. Это разозлило Степанова и он, достав пистолет из бардачка, несколько раз выстрелил в дверь автомобиля Васькова, ранив его в плечо. Цели убийства по словам Степанова, он не преследовал. После выстрелов Мерседес рванул с места в центр города, в направлении улицы Цивилева, Степанов поехал за ним. Автомобиль Васькова остановился у здания хостела по адресу ул. Цивилева 9. Адвокат начал протяжно сигналить, чтобы открыли ворота. Недалеко от него припарковался Степанов, дошел пешком до машины иркутского адвоката, вплотную подошел к автомобилю и через закрытое окно фактически в упор произвел один выстрел. На этом месте показания свидетелей и осужденного разнятся – не удалось выяснить, был ли выстрел единственным, потому что пистолет заклинило или Степанов действительно хотел выстрелить лишь раз. Достоверно известно одно: в результате этого выстрела адвокат Васьков скончался на месте. «Он получил проникающее слепое огнестрельное ранение левой боковой поверхности груди с повреждением мягких тканей и ребер, легкого», - зачитали в суде характер ранения. Смерть наступила от острой кровопотери. В ходе следствия и на суде Степанов признал свою вину частично. После выстрела машина Васькова протаранила ворота хостела и врезалась в мусорные баки. Степанов же, согласно его показаниям, прошел через центр города и дойдя до управления уголовного розыска МВД Бурятии, сдался с повинной. Это произошло спустя пять часов после убийства. По дороге на берегу реки Уда в кустах он спрятал сумку с пистолетом. Орудие преступления, переделанный пневматический пистолет МР 654, согласно последним показаниям, Степанов «нашел в пригородном поселке Аршан, в пакете с пистолетом были и патроны». Мужчина, по его словам, собирался сдать оружие в полицию, для чего положил его в бардачок машины. О том, что пистолет уже не пневматический, а переделанный под стрельбу боевыми патронами, Степанов якобы не знал.
Приговор судаКак стало известно корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ», государственный обвинитель просил для Степанова 15 лет лишения свободы, вменяя ему пункт «е» ч. 2 статьи 105 УК РФ, то есть убийство совершенное общеопасным способом. Однако адвокату подсудимого удалось доказать, что Степанов не видел сидящего на пассажирском сиденье другого мужчину, как и не видел проходящих рядом с местом преступления людей – которые могли бы пострадать от выстрелов. Кроме того, в качестве доказательства был приведен тот факт, что выстрел на улице Цивилева был один и пределов салона автомобиля пуля не покинула. В связи с чем, предъявленные обвинения были переквалифицированы в ч. 1 статьи 105 УК РФ - убийство, уменьшился в итоге и срок наказания. В качестве смягчающих обстоятельств суд счел явку с повинной, а также то, что ранее Степанов не был судим, имеет несовершеннолетнего ребенка, характеризуется положительно и сотрудничал со следствием. Степанову инкриминировали также 222 статью УК РФ - незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, но позднее обвинения по этой статье с него были сняты. В итоге суд приговорил Степанова к 12 годам строго режима с ограничением свободы на год. Кроме того, он выплатит 627 тысяч рублей семье убитого Васькова, потраченные отцом на похороны. Отметим, что у убитого Дмитрия Васькова было три жены и пятеро детей. Родственниками Васькова также были поданы иски на компенсацию морального вреда на сумму 20 миллионов рублей, но им было отказано. - Обстоятельств о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий не определено. Наличие родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации, - сказал по этому поводу судья. Между тем, по словам адвоката Степанова, Антона Бусеева, они намерены подавать на апелляцию. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |