Экспорт из России глазами европейского СМИ: политики — плохие коммерсанты |
Автор: Михаэль Туманн, Die Zeit |
15.03.2021 09:44 |
«Будь то природный газ, ракеты или вакцина от коронавируса: российский экспорт постоянно вызывает споры», — пишет немецкое издание Die Zeit.
«Россия предлагает свою вакцину «Спутник V» повсюду в Европе. Европейское ведомство EMA пока еще занимается ее проверкой, однако уже сейчас ясно: у «Спутника V» есть значительные политические побочные эффекты. Например, в Словакии из-за того, что премьер-министр закупил «Спутник V» против воли своих партнеров по коалиции, на грани развала стоит правительство, сформированное лишь год назад. Однако спорят не только в Словакии. Дискуссия вокруг российской вакцины — лишь один спор в ряду конфликтов вокруг российского экспорта. (…) Европейцы и американцы бесконечно ссорятся по поводу того, кто, что, зачем и для чего купил у русских», — говорится в статье. «(…)«Те, кто ведут торговлю друг с другом, не стреляют друг в друга», — говорил Гельмут Шмидт. Это было абсолютно правильно — в его время, — отмечает журналист Михаэль Туманн. — Но как минимум после начала конфликта между экономическими партнерами Россией и Украиной и не позднее торговых войн Трампа мы также усвоили, что торговля не всегда может предотвратить войны». «В последнее время торговля все больше отягощает международные отношения. (…) Однако к спору, включающему санкции в отношении союзников по НАТО или компаний этих стран, пока приводил только российский экспорт», — указывает издание. «Этому есть две причины. Во-первых, Россия продает свои пригодные для экспорта товары не только по экономическим, но довольно часто и по стратегическим причинам. И, во-вторых, европейские политики очень часто путают в торговле с Россией экономические и политические цели. И в итоге возникает скверный конфликт». «Первый пример — «Спутник»: российское правительство вкладывает гораздо больше энергии в то, чтобы распространить «Спутник» по миру для преумножения российской славы, чем в добросовестную вакцинацию собственного населения», — считает автор статьи. «Второй пример — «Северный поток-2»: конечно, в случае с этим газопроводом для российского правительства речь идет о том, чтобы уменьшить значение Украины как главного маршрута для экспорта российского газа. (…) Но и в Берлине были политические причины. Заключая 5 лет назад договоры на газопровод, немецкие политики рассчитывали на «более конструктивную политику» с Россией по ту сторону взаимных санкций. Речь идет о «газопроводе мира», «интеграции России» и «мосте». Только теперь в конце этого моста стоит правительство ФРГ с трудно решаемым спором с США и важными партнерами по ЕС». «Третий пример — С-400: турецкий президент Эрдоган купил эти зенитные ракеты, чтобы обеспечить себе более выгодную позицию в переговорах с американцами (…) и потерял шанс на покупку сверхсовременного американского истребителя F-35 и производство его комплектующих в Турции. Президент Путин в свою очередь хотел просто вызвать внутри НАТО неразрешимый спор. Ему это отлично удалось», — констатирует Туманн. «Вывод не в том, что с Россией не нужно вести торговлю. Наоборот, есть много свободных от политики областей, где торговля с Россией процветает и проходит без проблем. Урок в том, что политики зачастую не являются хорошими коммерсантами. При заключении договоров им следовало бы задавать себе два вопроса: какие геополитические цели преследует российское правительство в своем экспорте и являются ли наши цели такими же? И: не перегружаем ли мы сами обычный торговый проект политическими надеждами? Если имеет место одно или и то, и другое, то им лучше не впутываться в это дело», — пишет Die Zeit. Перевод МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Энергетико-металлургический холдинг Эн+ (MOEX: ENPG; LSE: ENPL), один из мировых лидеров в производстве низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии, в 14-й раз организовал волонтёрскую акцию «360». С начала мая более 5 тысяч участников из разных уголков России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора. В России потребители начали чаще покупать товары собственных торговых марок (СТМ). В прошлом году 98,7% россиян брали такую продукцию в сетевых магазинах и супермаркетах, говорится в совместном исследовании «Ромира» и FixPrice. При этом показатель в Санкт-Петербурге и Москве достиг 100%, то есть все опрошенные брали товары СТМ. |