АвтоВАЗ откроет производство в Киргизии. С чего бы это? |
Автор: Павел Мхеидзе, Rosbalt.ru |
28.08.2025 18:14 |
Новость о планах «АвтоВАЗа» запустить сборку автомобилей в Киргизии, мягко говоря, удивляет. Крупнейший российский автопроизводитель, символ отечественной индустрии ищет площадки за рубежом, ссылаясь на «экономические трудности в России». - Это не просто географическое расширение, а тревожный индикатор того, насколько сложной стала среда даже для флагмана российского автопрома на его собственном, казалось бы, защищенном рынке. «Трудности в России» — это эвфемизм, за которым скрывается целый комплекс проблем, обрушившихся на российский автопром после 2022 года. Уход западных партнеров, разрыв логистических цепочек, острая нехватка критически важных компонентов и необходимость срочной локализации или импорта из «дружественных» стран — все это обернулось резким удорожанием производства и снижением доступности моделей. Российский рынок, несмотря на субсидии и протекционизм, остается под давлением снижающейся покупательной способности и агрессивной экспансии китайских брендов, которые предлагают больший выбор и часто более современный продукт. В этих условиях «АвтоВАЗу» (тому самому, которого депутаты не так давно хотели запретить критиковать) стало тесно и дорого даже внутри страны. Инвестиции в $30 млн и планы начать с 1,5 тыс. авто в год с последующим ростом до 5 тыс. к 2031 году — это не о масштабе, а о стратегии выживания и адаптации. Киргизия предоставляет «АвтоВАЗу» доступ к рынку ЕАЭС, более низкие операционные издержки (включая рабочую силу) и возможность диверсифицировать производственные риски. Это также позволяет создать локальную базу для поставок в другие страны Центральной Азии. То, что «АвтоВАЗу», по сути, приходится «уходить в партизаны» на относительно небольшие региональные площадки, говорит о многом. Это не амбициозный экспортный прорыв, а прагматичная попытка закрепиться в условиях, когда «дома» стало слишком дорого и сложно. Создание до 12 тысяч рабочих мест (пусть и к 2031 году) является значимым для Киргизии, но для «АвтоВАЗа» это скорее точечная инициатива, чем смена производственной парадигмы. Переезд части сборки Lada в Центральную Азию — это яркое свидетельство того, как геополитика и экономические реалии переформатируют даже самые укорененные индустриальные институты. Для «АвтоВАЗа» это вынужденная мера, помогающая выживать и адаптироваться, а для российской промышленности — очередной тревожный звонок о том, что даже дома условия для развития становятся все более непростыми. Павел Мхеидзе, МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: «Оплата улыбкой» позволяет не только быстро и удобно совершать покупки, но и обеспечивает высокую надежность операции, так как безошибочно идентифицирует личность человека, сообщает пресс-служба Сбера. Сбер направит 1 миллиард рублей на поддержку новых образовательных программ проектов «Топ-ИТ» и «Топ-ИИ» по конкурсу грантов Минцифры и аналитического центра при Правительстве РФ. Об этом сообщает пресс-служба компании. СберСтрахование произвела выплаты всем клиентам, обратившимся в компанию по состоянию на 1 августа в связи с вынужденной корректировкой расписания рейсов авиакомпании «Аэрофлот», сообщает пресс-служба Сбера. |