МС-21: удар по крылу |
Автор: Олег Смирнов, polit.ru |
12.01.2019 10:56 |
Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию») и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу ход реализации проекта по созданию среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Компании закупали у американской Hexcel и у японской Toray Industries компоненты для создания композитного «черного крыла», продвигавшегося как одно из главных конкурентных преимуществ самолета. Однако поставки были прекращены, по словам одного из собеседников «Коммерсанта», оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов. Удлиненное композитное крыло считается одним из важнейших элементов проекта самолета МС-21, первые поставки которого ожидаются в 2020 году. Аналогичные по качеству материалы на рынке отсутствуют, а замена композита на обычный металл сделает самолет неконкурентоспособным, так как повысится его вес, а следовательно, эксплуатирующей самолет авиакомпании придется или уменьшать количество пассажиров, или увеличивать расход топлива. Теоретическая возможность произвести аналогичный материал существует у российских компаний, однако для того, чтобы наладить подобное производство, потребуется время. Сложившаяся ситуация может привести к серьезным задержкам в сроках реализации проекта.
В «Объединенной авиастроительной корпорации» уверены, что проблемы будут решены быстро. Комментируя ситуацию для РБК, в пресс-службе компании указали, что были предприняты дополнительные меры обеспечения бесперебойной работы по развертыванию серийного производства самолетов МС-21. В настоящее время идет пошаговая замена необходимых компонентов композитного крыла на отечественные аналоги, в целом же у России есть все требующиеся производственные мощности и компетенции для того, чтобы заменить импортные композитные материалы на отечественные. В отсутствии препятствий для реализации проекта уверены и в правительстве РФ. «Правительство держит на контроле ситуацию, в том числе и по поставкам композитных материалов», – заявили «Интерфаксу» в аппарате вице-премьера Юрия Борисова. – «Никаких препятствий для реализации проекта МС-21 нет. Санкции не помешают нашей авиационной отрасли довести до конца создание авиалайнера» Своим мнением о сложившейся ситуации и перспективах решения проблемы с «Полит.ру» поделился член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Михайлович Смирнов. «В этой информации уже можно увидеть систему. Систему, которая заключается в том, что уже не в первый раз санкции используются для того, чтобы приостановить развитие нашего гражданского самолетостроения, которое является конкурентом Boeing и Airbus. Первым случаем стало наступление на Superjet, когда правительство США заставило аннулировать уже подписанный контракт на поставку сорока самолетов Superjet 100 Ирану из-за того, что в этом самолете более 20 процентов комплектующих американского производства. А ведь этот контракт стал бы замечательным шагом к продолжению развития этого типа самолета. Второй удар был нанесен по МС-21. Это техника, которая задумывалась как прямой конкурент Boeing и Airbus в своем классе. И эта конкурентоспособность вполне реальна: и по продолжительности полета, и по пассажировместимости, и по расходу авиатоплива. По всем экономическим показателям он должен превосходить самолеты Boeing и Airbus. Отказ от поставок нам композитных материалов для крыла МС-21 приведет к тому, что подготовка к сертификации этого самолета затормозится. Замена на менее качественные материалы, например, китайские, конечно, возможна, но это приведет к увеличению полетного веса, а соответственно, к уменьшению экономической привлекательности МС-21 на фоне Boeing и Airbus: уменьшениюдальности полета, пассажировместимости, грузовместимости, увеличению расхода авиационного керосина. Из этого положения существует не один выход. Первый выход – это развитие производства собственных композитов. Это вполне реально, автором композитных материалов для авиации является СССР. Потом это все остановилось, наши чиновники все похерили в угоду Boeing и Airbus. Но так как теоретическая база у нас в стране существует, надо просто ускорить производство. Второй вариант – приобрести композитные материалы у китайцев – является более быстрым, к нему тоже можно обратиться. Но стоит учитывать, что китайские композиты отличаются от американских композитных материалов. Приготовленные в США композиты делаются по более современным технологиям, поэтому они более прочные и более легкие. Поэтому переход на китайские композиты также ведет к увеличению веса самолета, уменьшению дальности и увеличению расхода топлива. Те прогнозируемые и широко разрекламированные при выкатке и при дальнейшей его подготовке характеристики этого самолета утратят свою силу, и он перестанет быть конкурентом Boeing и Airbus. И с этой точки зрения выпуск такого самолета становится уже бесцельным. Поэтому это можно воспринимать как настоящий удар под дых нашего самолетостроения. Выходы из этой ситуации есть, я о них уже говорил, но это занимает время, поэтому этот процесс необходимо ускорить». МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: Энергетико-металлургический холдинг Эн+ (MOEX: ENPG; LSE: ENPL), один из мировых лидеров в производстве низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии, в 14-й раз организовал волонтёрскую акцию «360». С начала мая более 5 тысяч участников из разных уголков России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора. В России потребители начали чаще покупать товары собственных торговых марок (СТМ). В прошлом году 98,7% россиян брали такую продукцию в сетевых магазинах и супермаркетах, говорится в совместном исследовании «Ромира» и FixPrice. При этом показатель в Санкт-Петербурге и Москве достиг 100%, то есть все опрошенные брали товары СТМ. |