Бизнес ропщет против госрегулирования цифровой торговли |
Автор: По инф. abnews.ru |
07.07.2025 19:20 |
Платформенная экономика вступает в новую фазу – законопроект, который должен навести порядок, воспринимается бизнесом как угроза самому принципу цифровой торговли. Почему сопротивление оказалось столь жестким, рассказал директор Института нового общества Василий Колташов. - Крупнейшие отраслевые объединения – от ритейлеров до производителей товаров – выступили с критикой нового законопроекта о платформенной экономике. Причина не столько в самом факте регулирования, сколько в его содержании и последствиях для рынка, к которому участники привыкли за последние годы. «Цифровые платформы и маркетплейсы росли в условиях минимального государственного вмешательства. Это обеспечивало гибкость, свободу конкуренции и возможность выстраивать уникальные бизнес-модели. Но такая свобода имела и обратную сторону: отсутствие общих правил создало среду, в которой одни компании выживали за счет инноваций, а другие – постепенно теряли аудиторию, уступая место крупным игрокам. В результате отрасль пришла к монополизации: большая часть онлайн-продаж сосредоточена на нескольких платформах», — пояснил спикер. Для лидеров рынка новый закон – неудобство. Он предполагает не просто внешнее регулирование, но и активное вмешательство государства в защиту прав потребителей. Сегодня многие платформы либо вообще не предусматривают механизмов защиты, либо делают их минимально эффективными. Покупатели сталкиваются с поддельными, контрабандными или некачественными товарами, и часто остаются один на один с проблемой. «Государство намерено изменить это: обязать платформы нести ответственность за все, что на них продается, и создать работающий механизм защиты потребителей. А это значит – новые обязанности, юридические риски, бюрократическая нагрузка и перераспределение ответственности с пользователя и продавца на саму платформу», — подчеркнул собеседник агентства. Сейчас платформы предпочитают позиционировать себя исключительно как «площадки», на которых встречаются продавец и покупатель. Они не хотят проверять товар, нести ответственность за подделки или за возврат некачественной продукции. При этом именно такая схема позволяет им минимизировать издержки и перекладывать риски на других. «Если покупатель остался недоволен, максимум, что он может сделать – оставить отрицательный отзыв. Ни нормальной гарантии, ни полноценного возврата товара в случае брака зачастую нет. Это удобно для бизнеса – и рискованно для потребителя», — добавил Колташов. Негативно воспринимают закон и сами продавцы. Их обязывают создавать товарные карточки, выполнять новые требования, но при этом – не предлагают четкой системы арбитража или защиты от недобросовестных действий со стороны платформ или крупных игроков. Малые и средние компании опасаются, что могут оказаться вытесненными с рынка. Без системы баланса интересов новые правила приведут к усилению уже доминирующих игроков. А для них самих, напротив, выживание станет еще более сложным. «До сих пор маркетплейсы не обеспечивали ту степень правовой защиты, к которой покупатели привыкли в традиционной рознице. Например, покупая смартфон в офлайн-магазине, вы получаете все гарантии. А в маркетплейсе – рискуете остаться без товара, без возврата и без защиты. Несмотря на критическую позицию, бизнес готов к диалогу. Ассоциации направляют обращения, лоббируют интересы, настаивают на том, чтобы законопроект учитывал их точку зрения. Важнейшее требование – создание электронной системы арбитража и равного распределения прав и обязанностей», — заключил эксперт. Его цитирует МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: ![]() После введения западными странами экономических санкций Россия довольно быстро приспособилась к новой реальности. Ей удалось переориентировать свой экспорт с Запада на Восток и найти массу лазеек в американских и европейских ограничениях. Как отметили китайские аналитики, одним из важнейших торговых партнеров РФ стала Индия, и сотрудничество с ней обернулось рядом трудностей. Об этом сообщает китайское издание Sohu. |