Вспомнить все! |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
03.02.2011 09:06 |
Скажу прямо. С моей точки зрения, Советский Союз или Советская Атлантида, исчезнувшая в волнах да пучинах исторического процесса, это идеальный объект для ностальгии. Особенно в своей поздней стадии (1964–1984 гг.) Идеален этот ностальгический объект по двум причинам.
Во-первых, потому что коллективно-приятно вспоминать про относительно недавнее прошлое можно практически все. Томатный сок за 10 копеек. Карандашные кружочки в телевизионных программах, с помощью которых в интеллигентных советских семьях отмечали программы и фильмы, которые надобно обязательно посмотреть (и так редко обводили программу «Время»). Мультфильмы. Пугачева и Брежнев, который в исторической памяти старших поколений ближе к Алле Борисовне, чем сам Максим Галкин. Открытки-значки. Общепитовские котлеты, чей совершенно одинаковый вкус во всех столовых огромной страны тоже по-своему символизировал ее целостность и нерушимость. А также еще тысячи разнообразных мелочей советской повседневности.
Во-вторых, что особенно важно, все эти приятственные воспоминания не фрустрируют ностальгирующего, не доставляют ему страданий, ибо, конечно же, всякому нормальному человеку вернуться туда, в мир этих воспоминаний, совершенно не хочется. Так что идеальный, во всех отношениях идеальный тип ностальгии – смягчает душу, но не увлажняет глаза. Величие прошлого определяется не столько его имперским характером и имевшими место геополитическими успехами, а его стильностью, узнаваемостью. У нас было такое узнаваемое стильное прошлое. Можно сказать, что прошлое большого стиля. На постсоветском телевидении, во всей постсоветской массовой культуре длится торжество ностальгической (если угодно, мемориальной) культуры. Конец и край креативным ремейкам советского культурного наследия просто не просматриваются. Интересно, что активными участниками поминок, перешедших в пляски и песни, оказываются уже представители поколений, которые ностальгировать естественным образом не в состоянии, ибо в силу возраста просто не могут ничего помнить про СССР. Этот социально-демографический типаж – молодой человек или девушка, наизусть цитирующие советский фильм про Шерлока Холмса или лихо отплясывающие в ночном электронном дансинге под рейвовую обработку какого-нибудь Барыкина – своего рода символ наших времен. Сейчас силу младости вбирает в себя поколение родившихся в 1990-е, маленькое поколение демографической ямы. Их слишком мало, чтобы переломить тенденцию. Им просто придется присоединиться к предшественникам, к «бывшей молодежи» (рожденных в 1980-е), которая в совершенстве владеет искусством постмодернистской ностальгии по СССР, образцы которого упомянуты выше. И ностальгировать по стране, в которой они даже не родились. Меня вот что удивляет. При всей понятной склонности региональных СМИ к копированию столичных образцов, у нас в Иркутске вообще отсутствуют всяческие «Намедни», «Старые квартиры», «Какие наши годы» – с, так сказать, региональным наполнением. Давно хочу обратиться к телевизионщикам: ну сделайте же вы программу, куда можно было бы регулярно звать иркутян, помнящих Иркутск 1970-х или даже 1960-х. Которые делились бы воспоминаниями. Да у такой программы рейтинг был бы невероятный. Я уж не говорю о том, что никакого дефицита потенциальных «гостей студии» в городе нет. Да я сам приду, если пригласят. У меня даже тематический замысел прихода есть. Я учиню бунт против оливье. Да-да, именно так. Салат оливье попал в пакет ностальгических переживаний по поводу СССР. И в этом мне видится очередной перекос, случившийся по вине москвичей. У которых в те времена – «был майонез». А в провинции его не было. Поэтому не было никакого оливье в качестве обязательного атрибута праздничного стола. А когда майонез был, то селедку под шубой предпочитали оливье. Короче, есть в чем внести коррективы. Начинайте, медийцы! Мы, носители подлинной истории повседневности малой родины, поддержим. |