Туалет – это звучит гордо |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
25.10.2012 09:22 |
Бизнесу, конечно, виднее. Честно сказать, интересно, какими маркетинговыми исследованиями подтверждается факт потенциальной прибыльности новых торговых площадок, но, как я понимаю, это совершенно отдельная наука, которой надо учиться много лет. Плюс ко всему допускаю, что бизнесмены действуют по наитию, ориентируясь на собственное внутреннее чутье. И видимо, не подводит их ни деловое чутье, ни маркетинговая наука. Ведь новые торговые центры не пустуют. Раны еще советского недопотребления и раны недопотребления 1990-х ощутимо ноют у горожан и гостей города. То есть они готовы покупать еще и еще, открывая для себя новые торговые места, как когда-то путешественники открывали новые земли. Хотя все равно не понимаю. Кому это все нужно в эпоху Интернета и сетевой торговли? Ведь в Интернете и выбор больше, и цены ниже. Видимо, в самом ритуале шоппинговой движухи, в самой процедуре примерки есть что-то психологически-важное, а, может быть, и мистически-значимое, что-то такое, от чего современный человек не может отказаться, сколь бы ни соблазняли его удобства заказа товаров без выхода из родного дома. Недавно я побывал на очередных «общественных причитаниях» по поводу того, что коварный иркутский (и видимо, не только иркутский) бизнес вместо изначально запланированного открытого общественного пространства в 130-м квартале возводит очередную громадину торгового центра. И подумалось мне, что, может быть, для современного человека все эти торговые пространства, с их движениями от бутика к бутику, с заходом в кафешку и обязательным посещением киношки – это и есть общественные пространства, места общественной жизни. Почему бы и нет? Вполне себе античненько, если разобраться. Ведь знаменитая агора в древнегреческих городах была местом общественных собраний и… рыночной площадью. Форумы в Древнем Риме – то же самое. Так что то ли пробуждать спящее гражданское общество, то ли устраивать его роды – возможно, имеет смысл в торговых центрах, а не где попало. А ведь она по-своему права. У кого-то нет денег на покупку даже мелочей в дорогущих бутиках. И вот он приходит в торговый центр, идет в туалет (что очень важно, бесплатный) и получает там право на все тоже самое, на что имеют право те, у кого есть деньги на покупки. Он чувствует, что он такой же, как они. Он ощущает себя не лузером, а человеком. Так что нет шансов у интернет-торговли. По Интернету в туалет не сходишь. |