Так уж вышло, что с агломерацией Иркутска и Ангарска, пусть и двухдневной, театр Романа Виктюка справился лучше, чем слегка подзабытый ныне губернатор Тишанин. Что интересно, агломерация по-виктюковски состоялась не вокруг Иркутска, а вокруг Ангарска. Поскольку носятся слухи, что модернизированная президентом Медведевым Россия превратится из страны восьми десятков регионов в страну двух десятков агломераций, имеет смысл подумать о том, чтобы объявить точкой агломерационного притяжения не Иркутск, как предполагается обычно по умолчанию, а Ангарск.
Вспомним, что Ангарск, городское сообщество которого всегда удивляло сторонних наблюдателей парадоксальным синтезом интеллигентских и зоновских традиций, в конце 1980-х мог претендовать на роль культурной столицы региона. Дело даже не в количестве и качестве ангарских ДК и прочих учреждений культуры, а в актуально-культурных событиях тех времен. В 1987 году знаменитая питерская группа «Зоопарк» выступала в Ангарске, а не в Иркутске. В 1988 году радикальная рок-группа «Телевизор» выступала в Ангарске, а не в Иркутске. Выставка художественной тусовки митьков состоялась два года спустя тоже в Ангарске, без заезда в Иркутск. Можно вспомнить и еще несколько подобных прецедентов.
После этого Ангарск два десятилетия уверенно укреплялся в образе пролетарского города, тогда как Иркутск судорожно цеплялся за остатки образа города интеллигентного и культурного. Но вот вернулось что-то из прежних времен. В наши края прибыл с двумя спектаклями театральный коллектив Романа Виктюка, и в «культурном» городе Иркутске не нашлось для него ни сцены, ни сценки, однако, нашлась сцена в ДК «пролетарского» города Ангарска. Все бы ничего, если бы не два-три «но».
Первое «но» более подходит для желтой прессы, а не для уважаемого делового издания, однако, имеет смысл его проговорить. Виктюковское искусство не чуждо не только радикального эстетизма, но и, скажем прямо, довольно откровенного гомоэротизма. Целевой аудитории для такого искусства явно больше в региональном полумиллионном центре, нежели в его промышленном спутнике. Это я про тех, кто «в хорошем смысле слова». Опять же в региональном центре больше и тех, про которых говорят, что они – «в плохом смысле слова». Я имею в виду чиновничество и всяческие элитки. Так что нелогично как-то все вышло с этими гастролями.
Второе «но» - просто самоочевидное. Можно как угодно относиться к виктюковскому творчеству, но я не знаю, на какой дистанции от российской театральной жизни надо находиться, чтобы не понимать, что гастроли этого театра это главное областное театральное событие года. И то, что оно происходит не в областном центре, а также то, что на спектакли не приходят служащие из «культурных» ведомств области и областного центра, которым посещение таких мероприятий надобно вменить в должностную обязанность (чтобы они хоть как-то представляли себе, что там в культуре происходит) - очень даже не красит город Вампилова, город с действительно не хилой для сибирской провинции театральной традицией.
Ну и отдельной строкой имеет смысл отметить «заслуги» респектабельных СМИ Иркутска. За одним единственным исключением они отреагировали на гастроли театра Виктюка как будто отрежессированным молчанием. Нет, это не заговор культурных гомофобов из серого дома. Тамошние обитатели, конечно, обладают суровыми ресурсами влияния на ключевые СМИ города и области, и конечно же более склонны к «православно-самодержавно-народному» искусству, но едва ли они отдавали какие-нибудь указивки газетам и телеканалам на предмет «не замечать». Это просто небрежность, лень и отсутствие любопытства самих журналистов.
Кстати, если исходить из того, что никакой другой реальности кроме медийной, не существует, вовсе и не произошло чего-то такого, что негативно характеризовало бы наши родные СМИ. Если же допустить, что такая реальность все-таки есть, то скажем прямо: наши СМИ просто круто облажались. Облажались так, что хочется поскорее закрыть эту тему, то есть закончить этот текст, который ведь тоже для СМИ сочиняется.
|