Разыскивается древний ирк с российским паспортом! |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
27.03.2023 09:13 |
В 2021-2022 гг. у нас, как известно, случился переход от «гибридного авторитаризма» к просто «авторитаризму». Я бы вместо «авторитаризма» мог и гораздо более жёсткое слово использовать, но тогда бы я изменил какой-никакой, но эзоповой стилистике, а какой ты на фиг российский интеллектуал-затейник, если изменяешь этой стилистике? Ты без оной какой-то беглый релокант с «Эха Москвы» получаешься, а я чужих масок не ношу. Ну так вот, в связи с отказом от «гибридности» и переходом к «чистым формам» авторитаризма, у нас затеяна некая перемена основ преподавания истории в вузах. Про то, что из истории делают «научный путинизм», правопреемник диамата-истмата и их брата научного коммунизма (в советских вузах), уже без меня позлословили. Я же поделюсь «иркутянскими размышлениями» по поводу документа, именуемого «Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования».
В лучших традициях бонапартизма содержание истории России в этой концепции должно удовлетворить все эмоциональные страты российского общества. Всего несколько примеров. Для тех, кто ностальгирует по СССР, документ предлагает такое: «Движение рабселькоров. Культовые образы полярника, инженера-новатора, красного командира, летчика». Для тех, кому приятно вспомнить, как этот СССР пинали – как ГКЧПэшных старичков с памятником Дзержинскому валили – есть такое: «Отмена цензуры и широкое проникновение западной массовой культуры. Феномен «видеосалонов». Новые веяния в кинематографе — обращение к ранее запретным темам и стилям». В этом месте студентам много всякого неоднозначного и скабрезного можно рассказать – подумал я, вспомнив скромные, но вдохновлявшие на развал СССР груди «маленькой Веры». Ну а для тех, кому все неоднозначно, есть такое: «ГУЛАГ, с одной стороны, как инструмент подавления активной и потенциальной оппозиции, а с другой стороны — как средство решения экономических задач». Выбирай по вкусу. Хочешь – ГУЛАГ для тебя концлагерь для оппозиционеров, а хочешь – эффективный менеджмент «экономического чуда». Или вот еще прекрасное: «Театр постсоветской России — от эйфории к осознанию коммерческой зависимости». Без комментариев. Эстетствующая публика сама сообразит, как это можно откомментировать. Но моё любимое место в концепции вот это: «Хронологические рамки определяются в верхней грани 2022 годом, в нижней грани — временем появления человека на территории России». В общем понятно, что история России пока кончается «статусом СВО», а начинается с первого… из русских могикан-курыкан (шутка). Вот это интересно. Я успел обучиться истории СССР, которая даже в вегетарианский (брежневский) период строилась так, как… Сталин указал. А указал он, что историей СССР следует считать историю всех государственных образований на территории СССР. Поэтому советские школьники перед тем, как заняться Киевской Русью, ныне оккупированной «95-м кварталом», изучали какое-нибудь Урарту, о котором сейчас только школьники-армяне вспоминают. Ну и ещё греческую колонию Ольвия. И Хорезм в нижнем течении Аму-Дарьи. Однако перед всем этим древним счастьем была глава про археологию и древних людей. И в ней рассказывалось об узбекском мальчике из пещеры Тешик-Таш. Его череп собрали и склеили археологи, а легендарный товарищ М. М. Герасимов восстановил по черепу его внешний облик. Поскольку учебник назывался «История СССР», я на первом же уроке показал соседу-однокласснику изображение пещерного мальчика и экспертно изрек: «Это был первый советский человек – и сразу пионер. Галстук его, к сожалению, не сохранился». Мой одноклассник много лет спустя вспоминал, что эта моя реплика стала началом его личностного развития в направлении перестройки, «Маленькой Веры» и распада СССР. Так вот о древних мальчиках. Я считаю, что раз дана установка – отсчитывать историю России от первого человека, зашедшего на ее территорию – нашей иркутской школе археологии необходимо срочно решить следующую проблему. Обнаружить на территории Иркутской области останки какого-нибудь древнего ирка, которого можно было бы объявить самым первым российским человеком и включить в учебники. Пусть знает вся страна, «откуда есть пошла российская земля». Место пока не занято. Надо торопиться. МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО:
|