...Иркутский спецназ без потерь вернулся из Чечни... • Областная власть намерена искать в районах инициативных людей «с интересными проектами» для малого бизнеса... • В ДТП на Байкальском тракте погибли шесть человек... • Иркутяне любят серебряные кольца и серьги с камнями, а к платине равнодушны... Из заголовков ИА «Телеинформ», 5—12 августа 2010 г.
Я ознакомился недавно с интереснейшим городским мифом. Его поведал один «правоверный иркутянин», патриот города, образованный интеллигент.
Цитирую: «Барклай-де-Толли первым полком в русской армии, вступавшей в Париж, поставил Иркутский гренадерский полк. Через несколько десятилетий этот полк погиб на Шипке. Даже не от пуль, а от морозов. Ибо его туда отправили без зимнего обмундирования, решив, что сибиряки чуть ли не «голые по грудь (не меняю, это авторское) воевать могут». Честно сказать, прежде этой мифологии я не слышал. И она меня совершенно не устроила. Разберем кое-какие детали. Начнем с того, что в войнах с Наполеоном существовал не Иркутский гренадерский, а Иркутский гусарский полк. Однако «логика мифологизации» заменила в сознании рассказчика гусар на гренадер не случайно. Миф о «сибиряках на войне» предполагает, что те выполняют там самую важную, но черную работу. Гусары — это все-таки ребята парадные, да и в народном сознании это ребята столичные. Сочетанию «иркутский гусарский» могут просто не поверить — что местные жители, что туристы. Далее: Иркутский гусарский полк расформирован в 1833 году. Правда, в 1907 году его опять создали. Но с замерзанием на Шипке — пролет. Да и нужен ли нам этот бессмысленный героизм в далекой Болгарии? Нам и Париж не нужен. Тем более что касается вступления в Париж, то чувствую, что это просто чистая фантазия или там полет-залет творческой мысли. А вот гусары? Гусары Иркутску чрезвычайно необходимы. Достаточно прочесть описание историками специфики формы Иркутского гусарского полка. Тут все прекрасно: «На офицерских ментиках и доломанах не было галунной обшивки на груди вокруг рядов шнуров. Пуговицы на доломане и ментике нашивались не в три, а в пять рядов. Иркутские гусары носили черные доломаны с малиновыми обшлагами и воротником и малиновые чакчиры. Ментики, ташки и чепраки также были черными. Обкладка ташки была желтой, а обкладка чепрака — малиновой. Пояс-кушак черный. Приборный металл — желтый». Слова! Одни слова чего стоят! Чакчиры, ментики, ташки, чепраки, пояса-кушаки, приборный металл… И всю эту красоту несусветную могут испортить каким-то «гренадерством» и дурацким замерзанием на Шипке? Да заберите себе это никому не нужное вступление в Париж. Оставьте нам «малиновые чакчиры» (я, кстати, знать не знаю, что это такое), да бабенок побольше. Вот в Иркутске строят «130-й квартал» — этакий старинный деревянный город для туристов. Надо там обязательно сделать улицу Иркутских гусар или даже улицу Гусарскую. Построить там заведений всяческих… ну понятно каких, чтобы все по-гусарски было. И будет нам чем гордиться. |