Наша Таня громко не плачет |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
21.11.2022 10:21 |
Спасибо компании En+, благодаря которой иркутяне увидели спектакль Константина Богомолова «Таня» и даже самого Константина Богомолова. Все случилось в рамках фестиваля культуры «Энергия», на котором иркутской культурной публике много чего и кого показали. За всё огромное спасибо, за спектакль Богомолова отдельное спасибо, основателю En+ Олегу Владимировичу Дерипаске особое отдельное спасибо. С 2015 года не упускаю повода указать, сколь правильно мегакорпорация энергетиков и алюминщиков ведет себя по отношению к региону, в котором расположены её производственные мощности. Я сейчас не про ковидные госпитали в области и не про строительство головного офиса в Иркутске, а про самые разные культурные мероприятия – от грандиозных книжных фестивалей до встреч с публикой, что называется, актуальных творческих личностей уровня режиссера Звягинцева или писателя Водолазкина.
Все мои благодарности совершенно не фальшивые, и произнесены вовсе не для того, чтобы оттенить нижеследующую добрую иронию, без которой, увы, я буду не я. Я хотел бы отметить, сколь удачно выбран организаторами для показа провинциальной публике спектакль «Таня». Начнем с того, что он длится меньше полутора часов. Это правильно, и вот почему. На подобные мероприятия приходит много статусной «папико-випиковой» публики – долгий по времени театр это слишком серьезное для такой публики испытание, могут уснуть, не всякая культурная жена разбудит. Конечно, долгий театр предполагает такую приятную вещь как антракт с буфетом и коньяком, но буфет можно посетить и перед спектаклем – я, кстати, не рискнул стоять в очередях, заглянув перед спектаклем в буфет – а на самом спектакле чувствовать себя совершенно уютно, не поглядывая на часы. Полтора часа культуры среднестатистический иркутский папик-випик вполне способен вынести. Вот только не надо меня ругать за якобы сарказм, неуважительный по отношению к высокопоставленным землякам. Сам режиссер Богомолов, выступая перед спектаклем, подчеркнул, что спектакль неутомительный, сам и время продолжительности действия обозначил, успокоил публику. Видимо, опыт на эту тему есть. Очень важно, что на сцене не было никаких голых. Скандалы с модной наготой в спектаклях Богомолова случались. Плюс я давно подметил, что многие толком не различают Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, который действительно неоднократно заявлял, что идеальный театр для него это одинокий голый человек на голой сцене. Наверняка были напряжены, отправляясь в театр. В общем, для нас, консервативных иркутян, обнажёнка - это чрезмерно и преждевременно, поэтому лыжные шапочки и штаны, костюмы с галстуками в привезенном спектакле были более чем уместны. Отлично, что это пьеса Алексея Арбузова. Во-первых, это советский классический автор. Кто-то видел довольно интересную телепостановку «Тани» 1974 года. Знаменитый режиссер Эфрос ставил, Гафт и Броневой играли. Кому-то было интересно сравнить, тем более, что Татьяна у Эфроса и Татьяна у Богомолова очень разные. У Эфроса Таня слегка придурошная (она же – загадочная) юная шестидесятница. У Богомолова - настоящее дитя суровых сталинских тридцатых. Во-вторых, Арбузов - автор пьесы «Иркутская история» (многие иркутяне думают, что только песня такая есть). В-третьих, в «Тане» упоминается Иркутск. Один из героев говорит, что в Сибири дальше Иркутска не бывал. Кто-то решит, что текст классика поправили ради гастролей в Иркутске, но это не так. Иркутск звучит в каноническом арбузовском тексте «Тани». В-четвертых, половина действия происходит в Сибири. В-пятых, действие происходит между 1934 и 1938 годами, но никаких намеков на то, что мы хорошо знаем про эти годы со времен перестройки, в пьесе нет. То есть никаких портящих настроение НКВДэшников, никакого ГУЛАГа. Ещё бы, ведь это пьеса 1938 года, переработана в 1947 году. Ну и особенно важно подчеркнуть, что «Таня» это пьеса, в которой нет отрицательных героев. Вообще. Она, по сути, нарушает некий канон сюжетного искусства, утверждающий, что без злодеев увлекательного сюжета не получится. В «Тане» все проблемы в жизни героев из-за заблуждений (по большей части возрастных), из-за недопониманий, из-за недоразумений. Это история о том, как хорошие люди не сошлись, не подошли друг другу. Зато сошлись с другими хорошими людьми. В общем, идеальная пьеса, дабы вызывать только светлые чувства, а что, собственно, еще требуется современным иркутянам? Конечно, с учетом контекста, заданного спонсором, можно было чуточку вмешаться в текст пьесы и дать понять, что геологи из нее ищут глинозёмы для алюминиевого производства. Но ничего такого делать не стали. Бережно обошлись и с классиком, и со зрителями. В общем, еще раз большое спасибо! Все молодцы! МНОГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО: |