Детский садик на помойке |
Автор: Сергей ШМИДТ, Langobard |
04.04.2013 15:35 |
Все мы, гуманитарии возраста «сорок плюс», родом из французского философского постмодернизма. «Особо снобствующие особы» (красивая аллитерация получилась!) могут еще назвать его французским постструктурализмом. Речь идет о не самым лучшим образом переведенных на русский язык и уж точно не самым лучшим образом переваренных в России текстах французских философов, которые были в моде в последнюю треть двадцатого века. Благодаря этой, на данный момент усердно преодолеваемой, «французской болезни в российской гуманитаристике», все мы активно пользуемся словом «дискурс». Можно долго объяснять, что это такое. Мне лично нравится когда-то выдуманное определение: дискурс – это мировоззрение, отлитое в речь. Мировоззрение, выраженное в ритуальных словах и высказываниях, через них и опознаваемое. Например, если вы слышите, что Ходорковский сел в тюрьму из-за того, что не хотел честно платить налоги, вы можете быть уверены, что имеете дело с искренним или нанятым сторонником действующей власти. Если же вы слышите, что Ходорковский сел в тюрьму из-за того, что нарушил путинский контракт между бизнесом и властью – власть не пересматривает итоги приватизации, а бизнес не лезет в политику – вы можете быть уверены, что перед вами недовольный, несогласный или даже активно противостоящий так называемому путинскому режиму. Оба высказывания имеют отношение к одному и тому же предмету. Более того, они оба могут быть по-своему справедливы. Но они противоположны по смыслу, ибо представляют собой разные, противоположные дискурсы – лоялистский и оппозиционный.Давным-давно наблюдаю я и за специфическими иркутскими дискурсами, из которых особенно интересны два – тоже противоположных, противостоящих друг другу. Один из них может быть назван дискурсом критическим, скептическим. Я бы не хотел использовать слово «оппозиционный», ибо какая у нас в Иркутске оппозиция? Да никакой. Узнаваемым элементом, символом этого дискурса является известное каждому иркутянину высказывание: «Лучше бы детский садик построили». Сам дискурс можно назвать детсадовским, ибо ему соответствует мышление примерно детсадовского уровня. Он выражает критическую реакцию на любое начинание, на любое свершение и, разумеется, на любой долгострой. Что бы ни делалось, что бы ни строилось, что бы ни открывалось, ни проводилось – на все одна реакция: лучше бы детский садик построили. Другой дискурс – примиренческий. Не хочется называть его лоялистским, ибо нет у нас в Иркутске ни настоящих оппозиционеров, ни настоящих лоялистов. Этот дискурс знаменит высказыванием: «Скажите спасибо, что хоть помойку разобрали». Что бы ни построили, что бы ни провели – криво, косо, косячно – на все одна примиренческая реакция: зато помойку разобрали. Никому не нужны БЭФы? Ну так помойки перед ними разбирают. 130-й квартал вышел стотридцатипроцентной «залепухой»? Вы помните, что было на его месте? Так, скажите спасибо, что хоть помойку разобрали. Ну и так далее. Для поддержания жесткости предыдущего абзаца могу назвать этот дискурс «помоечным» и даже сказать, что за ним кроется мышление помоечного уровня. Хотя лично не уверен, что тут все так плохо, как с тем мышлением, что маскируется темой не построенного детсадика. В любом случае я очень мечтаю о символическом примирении этих дискурсов. Как это сделать? Просто. Найти наконец какую-нибудь помойку и на ее месте построить… правильно, конечно же, детский садик. И это будет отменный действующий символ и памятник – памятник двум иркутским дискурсам или двум крайним позициям в иркутских дискуссионных традициях. Причем еще и общественно-полезный памятник. |